Зарубежный опыт противодействия коррупции
(на примере Дании, Новой Зеландии и Нидерландов)
,
студент Уральского института управления
Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ
На сегодняшний день коррупция является одной из важнейших и сложнейших социально – экономических проблем, на решение которой направляются огромные финансовые и человеческие ресурсы, но, несмотря на массовые усилия, она незыблемо остается опаснейшей угрозой стабильности и безопасности. В условиях глобализации коррупция представляет собой явление, непосредственно затрагивающее экономику и общество каждого государства, то есть является проблемой транснационального характера. Однако, степень «зараженности» этой болезнью в странах мирового сообщества неодинакова. Для выявления особенно эффективных способов противодействия коррупции представляется необходимым изучение наиболее богатого и положительного опыта зарубежных стран, поскольку он в той или иной степени может быть учтен в национальном законодательстве в процессе разработки собственных методов борьбы с этим разрушительным явлением. В 1996 году международной организацией по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции в мире Transparency International был проведен масштабный анализ «Индекс восприятия коррупции», результатом которого стал регулярно обновляемый рейтинг стран мира по показателю распространенности коррупции в государственном секторе. На основании показателей исследования с легкостью можно выявить страны, проблема коррупции в которых не имеет широких масштабов. Целью моей работы является поиск и изучение способов и средств, используемых для достижения высоких результатов в антикоррупционной политике в таких странах, как Дания, Новая Зеландии и Нидерланды.
Опыт противодействия коррупции в Дании. Страной с самым низким уровнем коррупции на сегодняшний день является Дания, занимающая почетное первое место в рейтинге Transparency International[1]. Согласно данным Евробарометра на 2013 год, только 20% населения Дании считают, что коррупция широко распространена в их стране, в то время, как среди стран Европейского Союза средний показатель по этому вопросу составляет 76%. Только 3% респондентов Дании лично сталкивались с коррупцией в повседневной жизни, в отличие от остальных европейцев, в быту которых случаи коррупции встречаются в 8 раз чаще. Менее 1 % датчан просили или вынуждены были дать взятку за последние 12 месяцев. В среднем в Европе подобный «опыт коррупции» составляет 4%[2].
Анализ антикоррупционной эффективности проводится на основании «системы неподкупности», которая позволяет рассмотреть нюансы национальных усилий по искоренению коррупции. В соответствии с разработанной Transparency International системой, общество состоит из «столбов», которые, в свою очередь, представляют собой социальные институты, такие, как гражданское общество, государственная служба, политические партии, правоохранительные органы, СМИ, рассматриваемые как с точки зрения внутренних коррупционных рисков, так и с точки зрения вклада каждого института в борьбу с коррупцией в целом. Когда все «столбы» функционируют правильно, коррупция остается под контролем. Как только один или несколько из «столбов» начинают колебаться, возрастает угроза процветания коррупции и причинения ущерба обществу. Система неподкупности в Дании, как правило, сильная. Все институты являются эффективными в рамках своей деятельности, с высоким уровнем открытости и общественного доверия.
Высока степень прозрачности всех государственных учреждений и большинства частных компаний Дании. Регулярное обновление интернет – сайтов, предоставляющих большие объемы информации о деятельности, гарантируют доступность сведений для общества. Датское агентство международного развития (Danida) активно развивает политику абсолютной нетерпимости, то есть неприемлемости любых проявлений взяточничества внутри организации и в процессе сотрудничества с внешними партнерами. В рамках политики абсолютной нетерпимости антикоррупционные положения вносятся в контракты и соглашения всеми компаниями, а неисполнение указанных требований может привести к расторжению договора и отказе от сотрудничества. Сопутствующим условием для многих сделок является необходимость подписания Декларации о неприменении взяточничества. Своей подписью лицо заявляет об отказе участвовать в коррупционных процессах, а в случае причастности к таковым, гарантирует компенсацию за возможные потери. Помимо этого в рамках своей деятельности Датское агентство международного развития организовало собственную антикоррупционную горячую линию, в целях обеспечения возможности сообщать о подозрениях в неправомерном использовании средств агентства[3].
Отметим, что в 2013 году Дания пошла по пути ужесточения ответственности за нарушения в рассматриваемой сфере. Парламент Дании принял законодательные поправки, касающиеся экономических преступлений. Максимальное наказание за взяточничество в государственном секторе увеличилось с 3 до 6 лет, а за взяточничество в частном секторе – с 1 года и 6 месяцев до 4 лет[4]. Тем не менее, Дания позиционируется как страна с высокой степенью общественного доверия, как на индивидуальном уровне, так и в отношении общественных институтов, что обеспечивает восприятие ее не только как благоприятной среды для жизни, но и как одной из лучших стран в Европе, рассматриваемых в качестве места для ведения бизнеса в связи с безопасностью бизнес – среды и эффективностью функционирования государственного сектора.
Опыт противодействия коррупции в Новой Зеландии. Новая Зеландия занимает следующую позицию в рейтинге Transparency International[5], поэтому ее опыт в сфере противодействия коррупции представляется не менее интересным. Государство имеет ряд учреждений, которые фокусируются на различных элементах борьбы с коррупцией. Среди них особо выделяется SFO (The Serious Fraud Office), представляющее собой ведомство по выявлению и борьбе со случаями крупного мошенничества Новой Зеландии.
SFO специализируется на случаях как крупного, так и «сложного» мошенничества, при этом сложное мошенничество понимается как включающее в себя ряд случаев мошенничества, которые, вместе взятые, причиняют крупный ущерб и могут навредить репутации Новой Зеландии. Полномочия директора SFO шире полномочий полиции. В его компетенцию входит принятие решения о том, расследованием каких дел займется SFO. Кроме того, он в праве потребовать предоставления любой информации или документов, если, по его мнению, это может помочь расследованию[6]. SFO использует ряд механизмов активного мониторинга, расследования и преследования в корпоративной среде, обеспечивающих уверенность инвесторов и общественности в том, что случаи мошенничества не остаются незамеченными и безнаказанными[7].
Интересным методом противодействия коррупции в Новой Зеландии является «Обучение по борьбе с коррупцией», представляющее собой выпущенный Transparency International Новой Зеландии и SFO электронный учебный курс. В процессе самообучения в режиме он – лайн обеспечивается всесторонняя подготовка по предотвращению проявлений коррупции в бизнесе и изучению законодательства в указанной сфере[8]. Министерство Юстиции Новой Зеландии в рамках реализации проекта «Скажи: «нет!» взяточничеству и коррупции», разъясняет, что может сделать каждый для содействия борьбе с этими явлениями. Для граждан обеспечена возможность подачи жалобы в электронном виде, не раскрывая свою личность, на сайтах полиции Новой Зеландии и SFO. Для организаций рекомендуется разработка собственной антикоррупционной политики, создание системы мониторинга и требований к партнерам и бизнес – агентам, обеспечение ознакомления сотрудников с законодательством о взяточничестве и коррупции и тем, что делать в случае их обнаружения[9].
Опыт противодействия коррупции в Нидерландах. Нидерланды, занимая восьмую позицию в рейтинге Transparency International по итогам 2013 года, так же находятся в числе наименее коррумпированных стран. Исследование разработанного в этой стране комплексного подхода к борьбе с коррупцией позволяет выявить некоторые инновационные аспекты[10]. Нидерландская институциональная система антикоррупционной политики демонстрирует свою эффективность благодаря трехуровневой организации борьбы с коррупцией.
Первичный уровень неразрывно связан с функционированием государственных органов власти и управления. В большинстве государственных учреждений существуют собственные отделы внутренних дел, рассматривающие касающиеся проявлений коррупции вопросы, которые разрешают возникший казус, как правило, увольнением нарушителя или взиманием компенсации за причиненный ущерб. Во – вторых, в Нидерландах действует Служба Общественного Обвинения, в каждом из региональных офисов которой есть общественный обвинитель, решающий вопрос о необходимости проведения расследования, и, при принятии такого решения, докладывающий об инциденте Национальному общественному обвинителю. Национальный обвинитель, в свою очередь, отправляет заявку в Генеральную прокуратуру, составляющую третий уровень в этой системе и являющуюся единственной организацией, наделенной полномочиями привлекать к суду в случаях коррупции. Генеральный прокурор дает указание государственной криминальной полиции, которая проводит независимое расследование[11].
Второй отличительной особенностью антикоррупционной политики Нидерландов является специальная система мониторинга, представленная в виде сводной таблицы, содержащей перечисление сфер, в которых возможно выявление коррупции, и критериев оценки. Такая система является отличным инструментом для отслеживания реализации необходимых мер по борьбе с коррупцией, уяснения взаимосвязи одного типа коррупции с другим, быстрого выявления уязвимых мест и нейтрализации зон особой коррупционной опасности[12].
Помимо указанных мер в рамках комплексной системы противодействия коррупции Нидерландская стратегия включает такие аспекты, как постоянная гласность в вопросах обнаружения и пресечения коррупции, выражающаяся в регулярном отчете Министра внутренних дел перед общественностью о результатах проведенной антикоррупционной работы, и доступности всех содержащих информацию о проявлениях коррупции материалов[13].
В заключение необходимо отметить, что ввиду сильнейшего негативного влияния коррупции на экономику и общество, очевидным является необходимость скорейшей разработки системного и структурированного подхода к противодействию коррупции. Реально произошедшие на сегодняшний день сдвиги ничтожно малы по сравнению с масштабами рассматриваемой проблемы. Зачастую, в качестве одной из причин выделяется отсутствие национального опыта, и, в связи с этим, решением, или, хотя бы попыткой решения, могло бы являться обращение к практике тех, чьи усилия принесли заметные результаты.
Мировой опыт представляет для изучения массу разнообразных подходов к устранению причин и борьбе с уже возникшими случаями коррупции. На современном этапе разработки собственной стратегии одной из значимых форм деятельности является сбор и анализ информации о наиболее успешных проектах в сфере противодействия коррупции зарубежных стран. Используемые в Дании, Нидерландах и Новой Зеландии средства и способы, составляющие основу антикоррупционной политики этих государств, способствуют достижению поставленной цели благодаря комплексному подходу, задействованию в решении проблемы большинства социальных институтов и применении широкого круга мер от обеспечения прозрачности деятельности и ужесточения уголовной ответственности, до создания специализированных органов и использования интернет – технологий.
[1] Corruption Perceptions Index 2013 [электронный ресурс]. Transparency International. URL: http://cpi. transparency. org/cpi2013/results/ (дата обращения 19.03.2014.).
[2] European Commission. Brussels. Annex Demark to the EU Anti – corruption Report [электронный ресурс]. 03.02.2014. URL: http://ec. europa. eu/dgs/home-affairs/what-we-do/policies/organized-crime-and-human-trafficking/corruption/anti-corruption-report/docs/2014_acr_denmark_chapte (дата обращения 19.03.2014.).
[3] Датские Антикоррупционные Инициативы [электронный ресурс]. Business anti-corruption portal. URL: http://www. business-anti-corruption. ru/resources/anti-corruption-initiatives/partner-initiatives/denmark. aspx (дата обращения 19.03.2014.).
[4] European Commission. Brussels. Annex Demark to the EU Anti – corruption Report [электронный ресурс]. 03.02.2014. URL: http://ec. europa. eu/dgs/home-affairs/what-we-do/policies/organized-crime-and-human-trafficking/corruption/anti-corruption-report/docs/2014_acr_denmark_chapte (дата обращения 19.03.2014.).
[5] Corruption Perceptions Index 2013[электронный ресурс]. Transparency International. URL: http://cpi. transparency. org/cpi2013/results/ (дата обращения 20.03.2014.).
[6] Bradshaw D. Anti – Corruption – A New Zealand Perspective [электронный ресурс] . URL: http://www. icac. org. hk/newsl/issue31eng/button2.htm (дата обращения 20.03.2014.).
[7] About The Serious Fraud Office [электронный ресурс] . URL: http://www. sfo. govt. nz/about (дата обращения 20.03.2014.).
[8] Anti-Corruption Training [электронный ресурс] . URL: http://www. sfo. govt. nz/anti-corruption-training (дата обращения 21.03.2014.).
[9] Bribery and corruption: Saying no [электронный ресурс]. Ministry of justice. URL: http://www. justice. govt. nz/publications/global-publications/b/publication/bribery-and-corruption-saying-no (дата обращения 21.03.2014.).
[10] Corruption Perceptions Index 2013[электронный ресурс]. Transparency International. URL: http://cpi. transparency. org/cpi2013/results/ (дата обращения 21.03.2014.).
[11] Чистякова с коррупцией по – Голландски // Вестник РГГУ. Научный журнал. Серия «Международные отношения. Регионоведение», 2009. № 14/09. С. 253 – 265.
[12] James R. Bonnell Anti-Corruption Measures in Public Sector: Experience of Other Countries. Final Report [электронный ресурс]. URL: http://www. knab. gov. lv/uploads/eng/anticorruption_measures. pdf (дата обращения 22.03.2014.).
[13] Противодействие коррупции на муниципальном уровне: сборник. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 139 – 140.



