Сверхзвуковые ракеты находят цель

70 лет головному предприятию ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»

Виктор Мясников

4 июня исполняется 70 лет со дня создания «Тактическое ракетное вооружение». Конечно, в далеком 1942 году название было другим. Первоначально это был подмосковный филиал № 000 Куйбышевского завода им. Сталина наркомата авиапромышленности. Но на самом деле Куйбышевский завод был эвакуированным из Москвы первым русским авиазаводом, знаменитым «Дукс», выпускавшим самолеты с 1910 года. В 1918 году он получил название Государственный авиационный завод №1. Сейчас это завод космической техники «Прогресс» в Самаре. Вот от какого корня произрастает «Тактическое ракетное вооружение».

АГРЕГАТЫ ВООРУЖЕНИЯ

Филиал № 000 просуществовал 6 месяцев, после чего система управления подразделением, весьма удаленным от головного предприятия, была признана неэффективной. Тем более, в тяжких условиях войны. И Государственный комитет обороны принял решение о создании самостоятельного предприятия на базе филиала. Соответствующим постановлением ГКО № 000 от 3 июня 1942 года был образован Союзный завод № 000 Второго главного управления Народного комиссариата авиационной промышленности (НКАП). Со следующего дня началась история предприятия, которое называется сейчас «Тактическое ракетное вооружение».

Территориально Союзный завод № 000 находился в поселке Болшево, который входил в состав города Костино Мытищинского района Московской области. В 1960 году Костино вошел в город Калининград, ныне Королев. В 1941 году Болшевский завод № 000, производивший радиаторы для авиадвигателей, был эвакуирован в город Кузнецк Пензенской области. А на его территории после разгрома фашистов под Москвой разместился филиал № 000, а затем и Союзный завод № 000.

Помимо руководства, на заводе трудилось 596 человек в двух основных и трех вспомогательных цехах. Расконсервировав оставшиеся и установив новые станки, к осени 1942 года завод приступил к выпуску основной продукции – лент расчалок для самолетов фронтовой авиации и выливных авиационных приборов. Но к приборостроению они отношения не имели, а входили в категорию «агрегаты вооружения». Выливные авиационные приборы ВАП-200, ВАП-400 и ВАП-500 – это контейнеры для фосфорной огнесмеси. Главным образом они подвешивались к штурмовикам Ил-2, которые с высоты 30 метров выливали их содержимое на врага. Содержимого контейнера хватало, чтобы сжечь дотла колонну из двух десятков автомашин или артиллерийскую батарею с расчетами. Так что вклад заводчан в Победу весом и конкретен.

После войны НКАП преобразовали в Министерство авиационной промышленности СССР. Оно включило в номенклатуру завода новую продукцию: кассетные держатели КД4-456А, КДЗ-246А, замки Б-4, В-10-У и электроприводы Б-4-А-2 для бомбардировщиков Туполева. Но главной задачей коллектива стало расширение завода. Старые производства реконструировали, создали новые – горячий цех с литейным, кузнечным и термическим участками, испытательный цех, отдел заводских лабораторий.

13 мая 1950 года директором завода № 000 был назначен Михаил Петрович Аржаков (14.09.1903 – 24.06.1977). Выходец из крестьянской семьи, рабочий-литейщик, он закончил рабфак и вуз. Полгода проходил инженерную стажировку в США, был в командировке в Германии. Единственный из всей делегации чудом уцелел в 1937-м. Прошел путь от инженера до директора. В мае 1950 году закончил Академию авиационной промышленности СССР и тут же получил новое назначение.

При Аржакове завод начал активно развиваться. Появились отдел главного технолога и главного металлурга, инструментальный отдел, рентгеновская лаборатория, контрольно-испытательная станция. Расширялась территория предприятия. В 1953 году началось серийное производство товаров народного потребления, в основном металлической посуды. А еще за 25 лет руководства Михаил Аржаков оставил в будущем городе Королёве целый жилой микрорайон. Был удостоен Государственной премии СССР, звания Почетный гражданин города Калининград.

Развитие производства позволило в 1955 году выполнить новый ответственный заказ – партию пушечных турельных установок с автоматическим наведением для стратегических бомбардировщиков конструкции Мясищева. После этого завод становится одним из основных поставщиков авиационного вооружения.

НОВАЯ ЭПОХА

В том же 1955 году было получено особое правительственное задание – создать производственную базу для разработки и выпуска первой отечественной управляемой ракеты класса «воздух – воздух». Такая ракета разрабатывалась в отделе №32 КБ-1 Третьего Главного управления при Совмине СССР под руководством конструктора Дмитрия Томашевича с 1951 года. В 1953 почти готовую разработку передали в ОКБ-2 генерального конструктора Петра Грушина.

В 1956 году на заводе № 000 началось серийное производство ракеты РС-1У (реактивный снаряд первый управляемый) для вооружения истребителей МиГ-17ПФУ и Як-25П. Но другим самолетам тоже требовалось аналогичное оружие. И 17 мая 1957 года приказом МАП на базе серийного конструкторского отдела завода № 000 было образовано конструкторское бюро. Его возглавил Михаил Ефимович Едидович, работавший до этого главным технологом предприятия. Была поставлена задача оснастить ракетами класса «воздух-воздух» самолеты МиГ-21 бис, Су-9, Су-15.

Перейти от технического сопровождения серийного производства к полноценному конструированию непросто. Но еще труднее переход от пушек к принципиально иной технике – ракетам. Начинать пришлось с элементарного – получения новых знаний по аэродинамике, реактивному движению, электронике. В 1958 году на основе ракеты РС-2У началась работа по созданию прототипа К-55 с инфракрасной головкой самонаведения (ГСН). При этом имелся конкурирующий проект ОКБ-4 – ракета К-8 меньших размеров.

Конструкторская документация была готова в 1960 году. Тогда же провели стендовые отработки контура управления. В 1961 году 4 февраля начались испытательные пуски с самолета. В том числе специальных телеметрических вариантов ракеты, давших ценную информацию о работе ГСН и различных типов взрывателей. Боевые испытания, в ходе которых успешно сбивались самолеты-мишени разных типов, происходили с 1963 по 1967 год. По их результатам ракета продолжала совершенствоваться.

Первая самостоятельная разработка завода – управляемая ракета К-55 была принята на вооружение 21 января 1969 года как Р-55 (заводской индекс – изд. 68) в составе системы вооружения самолета Су-9. По сравнению с конкурирующим проектом у нее имелось, помимо прочего, важное преимущество – технологичность, способствующая массовому производству. Серийный выпуск УР Р-55 начался еще в 1967 году и длился 10 лет – до 1977 года. За это время была произведена модернизация ракеты. 30 апреля 1966 года номерное предприятие получило новое название – Калининградский машиностроительный завод (КМЗ). К тому времени это и в самом деле было совершенно новое предприятие – современное научно-производственное объединение, способное решать самые сложные конструкторские и производственные задачи по созданию современного тактического ракетного оружия.

Расширялся и ассортимент продукции. Серийно выпускались ракеты РС-1У, РС-2У, РС-2УС и зенитная управляемая ракета 3М9 для ЗРК «Куб». Позднее КМЗ стал производить ракеты класса «воздух-воздух» Р-8М, Р-8М1Р, Р-8М1Т, К-98, К-98МР, К-98МТ, Р-4, Р-40. Производство ракеты Р-40 для перехватчика МиГ-25П, развивавшего скорость до 3000 км/час, потребовало от завода освоения новых технологий.

12 марта 1966 года приказом министра авиапрома № 000 заводское КБ было преобразовано в ОКБ под руководством Юрия Королева. Позднее оно получило наименование ОКБ «Звезда». Перед ОКБ была поставлена задача, вызванная просьбой вьетнамских ВВС, – дать управляемое оружие для поражения наземных целей. Речь шла о новом классе УР «воздух–поверхность». Разработана ракета была в считанные месяцы с использованием элементов уже освоенных УР «воздух–воздух». Уже в ноябре 1966 года начались первые испытательные пуски. А в декабре первая отечественная ракета Х-66 класса «воздух-поверхность» была рекомендована к принятию на вооружение. Использовалась в составе вооружения самолета МиГ-21ПФМ. Производилась до 1976 года.

В том же 1966 году из ОКБ завода № 000 (позднее ГосМКБ «Вымпел») были переданы материалы рабочего проектирования ракеты, управляемой летчиком при помощи радиокоманд. В ОКБ КМЗ было решено сохранить систему управления и компоновку узлов ракеты Х-66 и применить радиокомандную систему наведения с помощью кодированных управляющих радиосигналов, передаваемых на борт ракеты самолетной аппаратурой «Дельта». Государственные испытания завершились осенью 1973 года. В начале 1974 года ракета Х-23 была принята на вооружение самолетов типа МиГ-23, МиГ-27, Су-17, Су-22, Су-24, Як-28. Вскоре была проведена модернизация ракеты (Х-23М) под более совершенную аппаратуру «Дельта-Р2М». В 1977 году успешно состоялись стрельбы по надводным целям. УР Х-23 выпускалась до 1983 года и поставлялась на экспорт в десять стран.

ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В 1976 году самолет Су-17 получил первый в мире автономный комплекс вооружения, включающий лазерную станцию подсветки целей «Прожектор-1» и ракету Х-25 с лазерной полуактивной головкой самонаведения. Новая УР разрабатывалась на основе Х-23, унаследовав от нее аэродинамическую схему и ряд элементов конструкции. За успешную реализацию проекта лазерной системы вооружения группа ученых и конструкторов была удостоена Ленинской премии. В апреле 1986 года ракета Х-25 в составе вооружения самолета-штурмовика типа Су-25 получила боевое крещение в Афганистане. Пуски выполнялись с дальности 4-5 км с пикирования под углом 25-30 градусов, отклонение ракет от точки прицеливания при этом не превышало 1,5-2 м.

УР Х-25 стала основой для следующего нового класса в биографии ОКБ – противорадиолокационной ракеты Х-27, предназначенной для оснащения самолетов фронтовой авиации для борьбы с РЛС ПВО противника. Работа по ней началась в 1972 году. Сменная головка самонаведения для РЛС разрабатывалась в МКБ «Кулон» (Москва) и в ЦКБ «Автоматика» (г. Омск). Для увеличения дальности полета до 40 км на ММЗ «Искра» был создан двухрежимный твердотопливный двигатель на смесевом топливе с увеличенным в полтора раза суммарным импульсом. Государственные летные испытания проходили на самолете МиГ-27 с августа 1975 года. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 000-248 от 2 сентября 1980 года и приказом министра обороны СССР № 000 ракета Х-27ПС спассивной радиолокационной ГСН была принята на вооружение самолетов ВВС СССР. Это явилось значительным шагом в развитии тактического управляемого ракетного оружия для фронтовой авиации.

Расширялось производство – расширялся КМЗ. И приказом министра авиационной промышленности № 000 от 2 ноября 1976 года завод был преобразован в «Калининградское производственно-конструкторское объединение «Стрела» («КПКО «Стрела»). В новое объединение вошли КМЗ, ОКБ «Звезда», Костромской механический и Бендерский машиностроительный заводы. А 7 августа 1978 года КПКО «Стрела» переименовали в Калининградское производственное объединение «Стрела» («КПО «Стрела»).

Одним из основных направлений развития ракетного оружия стала разработка модульной ракеты класса «воздух-поверхность». Требовалось сократить количество моделей ракет, чтобы унифицировать производство и удешевить его. Стояла задача заменить три ракеты, находящиеся в производстве, одной моделью со сменными системами наведения. Модернизировать УР за счет применения новых типов боевых частей и систем наведения.

Так появились три варианта модульной ракеты Х-25М: Х-25МП – противорадиолокационная с тремя модулями ПРГСН, работающими в различных диапазонах; Х-25МЛ – многоцелевая ракета с лазерной ГСН; Х-25МР – многоцелевая ракета с радиокомандной аппаратурой наведения. Следующим взятым рубежом стало создание первой в мире серийной сверхзвуковой авиационной управляемой ракеты Х-31П. Скорость ее полета достигала 1000 м/сек. Высокая скорость, автономность наведения и большая дальность обеспечивали эффективное применение ракеты, в основном, из-за рубежа досягаемости носителя ракетами современных ЗРК ПВО противника.

Решением №17 ВПК СМ СССР от 11 января 1978 года и приказом МАП №60 от 15 февраля 1978 года ОКБ «Звезда» было поручено создать на основе ракеты Х-31П ракету Х-31А, предназначенную для поражения надводных кораблей водоизмещением до 4500 тонн. Заменив пассивную радиолокационную систему наведения на активную, а осколочно-фугасную боевую части на проникающую, удалось получить эффективную противокорабельную ракету (ПКР). Так у предприятия появился новый заказчик – Военно-морской флот.

В трудные 90-е государственные закупки оказались свернуты. Но в 1994 году был заключен первый зарубежный контракт на поставку корабельного ракетного комплекса (КРК) «Уран-Э» для ВМФ Индии. Появились соглашения и с рядом других стран. Благодаря экспортным поставкам предприятие, в 1995 году получившее статус ФГУП «Государственный Научно-производственный центр (ГНПЦ) «Звезда-Стрела», смогло выжить. Дальнейшее совершенствование КРК «Уран» и входящей в него ПКР Х-35 уже проводилось новым объединением – «Тактическое ракетное вооружение», образованным Указом Президента РФ от 24 января 2002 года №84 на базе ФГУП «ГНПЦ «Звезда-Стрела». Сейчас в состав Корпорации входят 19 предприятий оборонно-промышленного комплекса России.

В июле 2003 года КРК «Уран» был принят на вооружение ВМФ России. Параллельно шли работы по использованию ракеты Х-35Э в береговом ракетном комплексе «Бал-Э», сконструированном КБ машиностроения. Результаты оказались блестящими, и «Бал-Э» тоже был принят на вооружение. Затем ПКР Х-35Э была адаптирована для авиационных носителей. Испытания прошли на индийском патрульном Ил-38SD. Ракета принята в состав вооружения многоцелевых истребителей. В настоящее время создается новая перспективная ПКР Х-35УЭ, которая по своим ТТХ в 2 раза превосходит предшествующий образец.

«Тактическое ракетное вооружение» продолжает свое поступательное развитие посредством планомерной модернизации технологической базы и активной инновационной технической политики.

Коллектив «Независимого военного обозрения» поздравляет руководство, ветеранов и работников «Тактическое ракетное вооружение» с наступающим славным юбилеем, желает всем доброго здоровья, счастья, благополучия, новых успехов в труде на благо Отечества!