Конфуций о досудебном урегулировании спора
[1]
«Всегда хорошо там, где есть человечность
(мораль, человеколюбие)»Конфуций[2].
Аннотация
Данная статья посвящена краткому исследованию взглядов Конфуция на законы, издаваемые в государстве и в частности применении его высказываний к формированию нового видения роли государства в разработке промежуточной модели досудебного урегулирования спора (без вынесения судебного решения) между добровольной волей спорщиков на заключение мирового соглашения по спору и принуждения спорящих сторон обязательно рассматривать спор в суде с вынесением судебного решения.
**
Ключевые слова:Учитель Конфуций. Мудрец. Мысли-идеи. Воля Небес. Самообучение. Самоконтроль. «Ритуал». Закон. Мораль. Претензионный порядок. Мировое соглашение. Посредник. Медиатор. Стыд. Исправление.
**
Тот путь, по которому идет западная цивилизация, кажется нам самым верным, но когда мы начинаем знакомиться с восточной культурой, китайской культурой, в частности, мы начинаем сомневаться в этом. По европейскому видению учение Конфуция даже нельзя назвать ни философской, ни религиознойсистемой. И тут вспоминается учение Конфуция о «серединном пути»…
Конфуций и Великий Учитель, и Мудрец одновременно, что осознают многие люди современности. Его учение и его предписания-постулаты помогали до сих пор человеку быть Человеком, чем и отличаться от животного мира.
Все высказывания Конфуция никогда не были абстракты, всегда конкретны и связаны с бытом человека, поэтому его взгляды и высоко ценятся до сих пор во всем мире.
Мысли-идеи Учителя Конфуция преломляются сквозь призму древнекитайских идей-понятий, в основе его учения лежит мудрость Князя Чжоу, жившего пятьюстами годами раньше. Эту мудрость он так же почерпнул, редактируя шесть классических китайских трудов, написанных Императором Веном: «Книга Поэзии», «Книга Ритуалов» (Ли Цзи), «Книга Истории», «Книга Перемен» («И-Цзин»), «Книга Документов» (Шу Цзин) и «Книга Песен» (Ши Цзин).
Конфуций далее заверял, что сам не является автором нового учения, а только возвращает принципы князя Чжоу и всё что «он проповедовал было раньше возвещено древними мудрецами и жило в сознании массы, хотя и в пролузаглохшем состоянии, под давлением тяжёлого государственного положения»[3]. Он говорил: «Мое учение есть учение, завешанное нам нашими праотцами, Я не имею права ни прибавлять к нему, ни убавлять чего-либо. Я передаю его во всей первобытной чистоте»[4].
Принимать часто идеальное за необходимость, что образцы реальнойжизни надо брать с Неба. Мир человека в понимании Конфуция и древних мудрецов – это мир Неба.
Конфуций был одним из первых мудрецов, который видел человека, исполняющего Земную Волю, а также Волю Небес.
Свой жизненный путь Конфуций дает нам в собственной интерпретации: « В 15 лет я обратил все свои мысли к учению; в 30 лет я уже имел прочную основу, опору; в 40 лет у меня уже не осталось никаких сомнений; в 50 лет я знал, понимал волю Небес; в 60 лет я изощрил свой слух; а в 70 лет я следую за велениями сердца, не нарушая никогда правил»[5]. В основе мудрость и рациональность.
Исходя из этой мудрости, человек должен самообучаться, подвергнуть себя самоконтролю, начинать с себя, устранить в себе все недостатки, и тогда весь мир будет чист.
Мы все с вами проходим обучение. Кто учится на своих ошибках, кто на ошибках других, а кто и обучается общечеловеческой мудростью.
Конфуций высказывался: «Учиться и часто повторять то, что изучено, разве это не признак того, что человек хочет достичь совершенства?», «Мораль, добродетель всегда будут укреплены, если с достоинством мы будем относиться к памяти умерших предков и с достоинством будем принимать их деяния», «Если благородный муж весьма умерен в пище, не стремиться к большим удобствам, мало помышляет об уюте, а для того, чтобы совершенствовать свои знания часто обращается с людьми, у которых есть чему поучиться, значит, он любит, чтит знание (мудрость, просвещенность)»[6].
Говоря о необходимости приведения сознания всех членов общества к осознанию уважать права другого, из теоретических посылок «моё право заканчивается тогда, когда возникает право другого»изумительным способом разрешить этот клубок противоречий прав в интересах всех, это применить по высказыванию Конфуция «Ритуал». Он говорит: «Ритуал полезен потому, что он приводит людей к миру, согласию… им необходимо следовать и в малом и в большом»[7]. И одной из форм установленных законом во многих странах и в том числе и в нашей стране, является заключение между спорящими сторонами мирового соглашения через различные его формы, в том числе и при помощи посредника – медиатора.
Данный ритуал у нас установлен в гражданском, арбитражном процессах и в других отраслях права, но буксует. Каковы же причины этой пробуксовки.
Мировое соглашение заключают в нашей стране очень малое количество спорщиков, около 5%, в то время как в некоторых западных странах этот процент возрастает до 70-95%. А если посмотреть на японский менталитет, то привлекать, кого-либо к спору для его разрешения вообще аморально, спорщики пожнут неуважение в обществе.
С практической стороны судебного процесса по гражданским делам, столько ненужной работы судей во всех инстанциях, столько ненужной напечатанной бумаги, а все равно результатом все недовольны.
Могут сказать, что во всем виноват менталитет граждан России, несовершенство законодательства. А кто нам мешает всё это исправить?
Пусть законодатель больше думает о нормах морали, чем о самом себе, издавая и принимая законы и иные нормативные акты, путь законодатель по телевизору не кричит – «вон, сколько я принял законов…»
На обращение к Конфуцию сочинять законы для государства он утверждал: «Не надо в государстве придумывать никаких законов, надо исполнять Закон, который дан в момент основания нашей вселенной – это Закон Любви».
Пусть в нормах права властвует Любовь ко всем гражданам, желание устанавливать должные правила поведения среди граждан. Не кричать постоянно о плохом, каждый раз указывая, как это плохое свершилось, а указывать на должное поведение, указывать это доброе поведение.
Давайте поправлять-исправлять наш укоренившийся российский менталитет: надежда на кого-то, кто придет и решит всё за нас –Царь, начальник, судья, президент…, а в душе мы всё равно имеем свое видение, своё решение проблем, и всем и всеми недовольны.
Если мы внимательно посмотрим на наше политическое устройство, то мы увидим, у нас с вами есть «общественный договор», в котором каждый отказывается от части своих прав и интересов ради интересов всех. Так возник институт согласования интересов. Такой институт согласования интересов, может быть применен и между лицами, находящихся в спорных правоотношениях. В праве уже выработаны способы решения спорных вопросов, но преимущественно, все же, спор разрешается судебным решением.
В нашей стране необходимо развивать всё систему примирительных, альтернативных способов урегулирования споров, конфликтов и даже силой закона показывать необходимость относиться к партнеру не как к врагу, а как к другу, с любовью, применяя изречения Конфуция: «Не делайв отношении других всего того, что не желаешь себе самому»[8]и создавать выстроенную стройную систему, чтобы сформировать эффективный механизм досудебного урегулирования спора.
В гражданском и арбитражном процессуальных кодексах имеется только упоминание о возможности применения примирительных процедур и всё, а далее воля спорящих сторон.
Существующий закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредников (процедуре медиации)» от 27 июля 2010 г. также ссылается на волю гражданина привлекать посредника в урегулировании спора или нет.
Но давайте заметим, что ему (гражданину, организации) никто и не запрещает решать этот вопрос через претензионный порядок урегулирования спора, через составления спорящими сторонами мирового соглашения, что тоже является урегулированием спора в досудебном порядке.
Не пора ли законодателю подумать о переходной модели досудебного рассмотрения спора, где эта модель будет также добровольна, но законодатель своей властью будет подталкивать спорящие стороны кдосудебному урегулирования спора. Правовых примеров в западном праве много и есть их разные формы.
Что мы боимся, что нас будут обвинять в зажиме воли каждого? А разве эта воля не могла быть реализована в уже указанных формах - через претензионный порядок урегулирования спора, через составления спорящими сторонами мирового соглашения, (соглашение о примирении)?
И эта переходная модель может быть реализована в самой же судебной системе, через специального судью, рассматривающего только дела в качестве посредника от лица государства, без права вынесения судебного решения. Будет ли он работать по принципу Мировых судей, как самостоятельный судья в муниципальном образовании, или только принимать и рассматривать первоначально заявления как федеральный судья, без участия в рассмотрении дела, это надо решать путем научного исследования, или практической апробации.
И, применяя высказывание Конфуция об этом необходимом действии, скажу: «Ритуал полезен потому, что он приводит людей к миру, согласию… разрушение гармонии ритуала будет ограничивать само деяние», (действие, добродетель, справедливость)[9].
Как одно из предложений мягкого давления законодателя на движение сторон к примирению можно существующий размер пошлины оставить для процедуры мирового соглашения, а для желающих судиться с вынесением судебного решения увеличить пошлинупредположим в десять раз. Как видим, воля на выбор действия у каждого останется. Конфуций учил: « у многотысячной армии можно отнять главнокомандующего, а у обыкновенного человека нельзя отнять его волю»[10].
Такие меры, по-моему, и идут в разрезе идей Конфуция воспитания народа, в данной сфере права, уважения им своего партнера, воспитания в нем высоконравственных манер. Это и есть реализация принципа Конфуция для управления государством «руководить народом с помощью добродетели и вносить в народ порядок с помощью правил поведения».
Все мы прекрасно знаем, что в существующем гражданском процессе можно выиграть дело, не имея на это никаких законных прав. Недаром существует поговорка и другие подобные ей - «Закон, что дышло, куда повернул то и вышло».
Говоря о роли судебных процессов, при рассмотрении спора и роли примирения между сторонами в различных его видах Конфуций говорил: «Я хорошо рассматриваю тяжбы, но лучше, чтобы их не было» «я справедливо вершу суд, но лучше будет людям не доводить до суда»[11].«Слушать тяжбы я могу подобно другим; но что необходимо – это чтобы не было тяжб»[12].
И к славе Мудреца Конфуцию можно добавит не только славу справедливого судьи, но и судьи реформатора.
Конфуций выдвинул теорию управления на основе установленных государством правил поведения (добродетели) и говорил: «Если руководить народом с помощью законов и вносить в народ порядок с помощью наказаний, народ будет стремиться избежать наказания, и не будет испытывать стыда…»[13]. Так давай те же будем воспитывать, подталкивать спорщиков к стыду и к исправлению своего поведения.
Список использованной литературы:
Конфуций./Сост: .-5 изд.- Мн.: Современное слово, 2006.
Мудрость Конфуция / под ред. , . – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
Лунь-юй. Изречения. М., «ЗКСМО», 2004.
Китайский мудрец Конфуций. Его жизнь и учение. ХХ.
Семененко . Изречения. М., 1994.
[1] кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права и гражданского процесса Института политики, права и социального развития МГГУ им. .
[2]Конфуций./Сост: .-5 изд.- Мн.: Современное слово, 2006.с.36.
[3]Мудрость Конфуция / под ред. , . – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. С.310
[4] Там же с. 310.
[5]Конфуций./Сост: .-5 изд.- Мн.: Современное слово, 2006.с.4.
[6]Там же . С.16
[7]Там же. .
[8] Мудрость Конфуция / под ред. , . – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
[9] Конфуций./Сост: .-5изд.- Мн.: Современное слово, 2006. – 384с.
[10]Мудрость Конфуция / под ред. , . – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. С.87.
[11]Конфуций./Сост: .-5 изд.- Мн.: Современное слово, 2006. –с 91.
[12]Мудрость Конфуция / под ред. , . – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. С.116.
[13] Лунь-юй. Изречения. М., «ЗКСМО», 2004.



