Понятие промышленной собственности.
История развития промышленного производства и торговли свидетельствует о том, что общество, начиная с определенных стадий своего развития, всегда нуждалось и продолжает нуждаться в существовании управляемой системы материализации информации, имеющей содержанием новые знания о более эффективных средствах производства и предметах потребления, новых материалах и источниках энергии, технологиях, т. е. в продукции с улучшенными или качественно новыми свойствами и параметрами, а также в средствах ее индивидуализации и продвижения на рынок. Поэтому вполне естественно, что любое государство, заинтересованное в своем развитии и развитии промышленности и торговли должно уделять известное внимание не только созданию такой системы, но и поддерживанию ее на уровне, отвечающем требованиям своего времени.
Ключевым, но разумеется не единственным элементом системы материализации технической, технологической и иной информации, имеющей значение для промышленного прогресса и торговли, выступает специальное законодательство, которое призвано к регламентации отношений, складывающихся в обществе по поводу технических, технологических новшеств и средств их индивидуализации. Это специальное законодательство составляет основу комплексного института промышленной собственности, в современном его понимании и который в свою очередь является субинститутом более широкого по спектру регулируемых отношений института интеллектуальной собственности.
Термин «промышленная собственность», широко используемый в научном обиходе, заимствован из французского законодательства 19 века, которое рассматривало право на изобретение, равно как и право на товарный знак как особый вид собственности. Название указанному термину дала теория промышленной собственности, которая родилась во Франции в 1791 году как средство борьбы за реализацию облигаторного принципа выдачи патентов. В ее основу положена концепция, согласно которой все то, что является продуктом труда, есть собственность лица трудившегося. Изобретение обретает свое существование только благодаря деятельности его создателя и поэтому он как собственник вправе поступать со своим детищем как ему угодно. При этом техническое решение является продуктом труда в большей степени, чем предметы вещественные, ибо «они чище, яснее реализуют творческую силу человека, независимо от условий материального мира».[1]

Легальное закрепление термин «промышленная собственность» обрел в результате заключения 20 марта 1883 года Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Согласно ст. 1 указанной конвенции объектами охраны промышленной собственности являются патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения, наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции. При этом промышленная собственность понимается в самом широком смысле и распространяется не только на промышленность и торговлю в собственном смысле слова, но также на области сельскохозяйственного производства и добывающей промышленности, а равно на все продукты промышленного или природного происхождения, как, например, вино, зерно, табачный лист, цветы, мука.
Таким образом, промышленная собственность это исторически сложившееся понятие, которое обозначает систему отношений, складывающихся в связи с принадлежностью нематериальных благ, существующих в форме технических, художественно-конструкторских и биологических решений, обозначений, индивидуализирующих участников гражданского оборота и производимую ими продукцию.
Данное определение отражает экономическое содержание промышленной собственности, которое должно иметь юридическое закрепление в форме права промышленной собственности. Однако единого права промышленной собственности как юридического института, призванного опосредовать экономические отношения промышленной собственности, в действующем законодательстве не существует, т. е. право промышленной собственности в объективном смысле не выражено в системе норм действующего законодательства образующих наподобие вещного права собственности самостоятельный институт гражданского законодательства. Оно представлено рядом обособленных институтов, круг которых образуют: институт патентного законодательства, институт законодательства о средствах индивидуализации, институт законодательства о недобросовестной конкуренции.

Краткая история развития законодательства зарубежных стран в сфере промышленной собственности. Патентное законодательство. Принято считать, что правовое регулирование отношений, связанных с изобретениями стало реальностью в период становления капиталистического способа производства, на этапе обретения им качеств промышленного способа.[2]Однако это не означает, что в допромышленную эпоху не существовало самих изобретений. Они появились с давних времен и сопровождали человечество на всем протяжении истории его развития. Например, водяные часы были изобретены примерно в 600 г. до н. э., гидравлическое колесо за 100 лет до н. э., очки в 13 в н. э., микроскоп в конце 16 в. н. э. Медленные же темпы технического прогресса на докапиталистических стадиях развития общества сдерживали распространение технических новшеств.
Почва для резкого изменения роли технических изобретений и осознания необходимости правового регулирования отношений, складывающихся в обществе, по их поводу была подготовлена научной революцией 17 века, результатами которой явились географические и естествонаучные открытия, развитие книгопечатания.
Первые законы, посвященные изобретениям, появились в 15 веке в итальянских республиках Флоренции и Венеции, хотя традиционно историю патентного права ведут от английского Статута о монополиях 1623 года.[3] Статут о монополиях не давал изобретателям право требования на предоставление монополии, даже если изобретение отвечало всем предусмотренным критериям, т. е. не устанавливал облигаторного принципа выдачи патента.

Первые патентные законы были приняты в США в 1790 году, во Франции в 1791 году, в Бельгии в 1845 году, в Италии в 1859 году, в Германии в 1877 году, в Дании в 1894 году, в Австрии в 1897 году.
В последующие годы параллельно с совершенствованием промышленного производства изменялось и патентное законодательство. Эти изменения можно проследить на примерах перехода к принципу выдачи патентов по обязанности государства (облигаторный принцип), введения правового регулирования отношений по охране не всех, а некоторых видов изобретений (патентоспособных изобретений), введения в большинстве промышленно-развитых стран проверочной системы квалификации изобретений (США - 1836 год, Германия – 1877 год, Англия – 1905 год), установления режима служебных изобретений. Претерпевали изменения и нормы, регулирующие отношения, складывающиеся иностранными заявителями.
Новый этап процесса обновления патентного законодательства наступил после второй мировой войны. Ключевую роль в этом обновлении сыграла научно-техническая революция. В этот период в большинстве западных государств были приняты новые патентные законы или внесены существенные изменения в действующее законодательство. В 1963 году был принят новый патентный закон в Нидерландах, в 1967 году – в Скандинавских странах, в 1967 и 1976 годах – в ФРГ, в 1968 году – во Франции, в 1970 году в Индии и Японии, в 1977 году в Англии. Значительные изменения были внесены в этот период в нормы патентного права Италии, Канады, США.[4]
Наиболее характерными новшествами, которыми обогатилось в 60-80 годы прошлого столетия патентное законодательство, следует признать увеличение числа признаваемых патентоспособными изобретений в области химии, электроники, микробиологии, а также переход многих стран к системе отсроченной экспертизы патентных заявок, что позволило освободить патентные ведомства от рассмотрения бесперспективных предложений.
Значительное влияние на патентно-правовую ситуацию в промышленно развитых странах и особенно европейских оказали процессы унификации законодательства, начало которым было положено Римским договором об образовании Европейского экономического сообщества 1957 года. Унификационные процессы, главным образом направлены на облегчение зарубежного патентования и сокращение расходов на такое патентование.
Сообразно велению времени изменялись и национальные патентные законы, стирались грани между англосаксонской, романской и германской патентно-правовыми системами. Получили широкое распространение, к примеру, унифицированные критерии патентоспособности изобретений (новизна, изобретательская деятельность, промышленная применимость), ограничение льгот по новизне, отмена критерия технической прогрессивности.
Тенденции, связанные с пересмотром и изменением патентного законодательства ведущих стран, сохраняются и в настоящее время.
Так, во Франции в 1992 году принимается закон О Кодексе интеллектуальной собственности, действующий сегодня в редакции от 5 февраля 1994 года. Часть вторая указанного Кодекса посвящена промышленной собственности.[5] Новым для французского патентного законодательства явилось, в частности, введение внутреннего приоритета заявки на изобретение, который устанавливается по заявке, первоначально поданной во Франции тем же заявителем, и сохраняется для содержащихся в ней признаков при подаче последующей заявки. Явочная система выдачи патентов, между тем сохранилась.
В 1988, 1990 и 1994 годах вносятся изменения в раздел 35 «Патенты» Свода законов США 1952 года.[6] Последние по времени изменения были вызваны присоединением США к ВТО и соглашению ТРИПС. В числе изменений, затронувших патентное законодательство США следует назвать установление иного, чем был срока действия патента (20 лет с даты подачи заявки), возможность продления срока действия патента в случае задержки его выдачи, введение института защитной публикации изобретения (Statutory Invention Registration).

В 1985, 1992, 1993, 1994, 1995 и 1996 годах пересматривается Патентный закон Канады 1935 года.[7] С 1 октября 1989 года в этой стране закреплена заявительская система подачи заявок, исключающая требование о выдаче патента первому изобретателю независимо от времени подачи заявки. Редакцией 1993 года введен критерий неочевидности. Допускается патентная охрана пищевых продуктов и медикаментов самих по себе, без связи со способом их получения. Характер экспертизы не изменился, и она продолжает проводиться в закрытой форме по одноступенчатой процедуре.
В 1992 году подвергся изменениям первый патентный закон КНР, который был призван регулировать отношения в области охраны изобретательских достижений, к числу которых относились изобретения, полезные модели и промышленные образцы.[8]
В 1986, 1990 и 1993 годах вносятся изменения в Патентный закон ФРГ 1981 года[9], а в 1999 в Патентный закон Японии 1959 года.
Что касается патентного законодательства государств-участников СНГ, то процесс его становления отражает общий уровень развития законодательства этих стран. С момента распада СССР часть независимых государств пошла по пути принятия временных нормативных актов (Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан, Украина). В дальнейшем, по мере накопления опыта правовой охраны объектов промышленной собственности, некоторые из них ввели в действие нормативные акты, носящие постоянный характер (Молдавия, Узбекистан, Украина). В ряде других государств-участников СНГ, постоянно действующие нормативные акты в сфере правовой охраны результатов технического творчества были приняты, без временных вариантов (Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Туркмения).[10]
Законодательство о средствах индивидуализации. Появление первого законодательного акта, относящегося к товарным знакам, приурочивают к 1266 году. Этот акт был принят английским парламентом и устанавливал обязанность каждого пекаря проставлять на своем изделии некий идентифицирующий изготовителя знак.[11] Однако до этапа развития промышленного производства товаров, товарные знаки, как объект отношений, регулируемых правовыми нормами в практике законотворчества зарубежных стран явление достаточно редкое. Как средство идентификации производимой продукции товарные знаки стали объектом внимания законодателей примерно с начала второй половины 19 века.
В 1857 году принимается закон о товарных знаках во Франции. Ее примеру последовали еще семь стран, которые до 1900 года приняли национальные нормативные акты, посвященные товарным знакам. В целях облегчения получения правовой охраны товарных знаков за рубежом 14 апреля 1891 года было заключено Мадридское соглашение о международной регистрации знаков.
В настоящее время большинство промышленно развитых стран располагает национальными законами о товарных знаках.
Так в Германии действует Закон о товарных знаках 1994 года, во Франции Закон О Кодексе интеллектуальной собственности Франции 1994 года (том VII. Товарные знаки, знаки обслуживания и другие отличительные обозначения), в Великобритании – Закон о товарных знаках 1994 года, в США – Закон о товарных знаках 1995 года, в Швейцарии – закон о товарных знаках 1993 года.

Законодательные и другие нормативные акты о товарных знаках приняты также почти во всех странах СНГ.
Закон республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» принят 5 февраля 1993 года[12], Закон республики Казахстан «О товарных знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» - 18 января 1993 года[13], Закон республики Узбекистан «О товарных знаках и знаках обслуживания» - 7 мая 1993 года[14], Закон республики Таджикистан «О товарных знаках и знаках обслуживания» - 23 декабря 1991 года[15], Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» - 23 декабря 1993 года[16]. В Грузии действует Положение о товарных знаках, утвержденное постановлением Кабинета Министров республики Грузия от 01.01.01 года № 000.[17]
Законодательство о фирменных наименованиях представлено главным образом специальными нормами, содержащимися в гражданских и торговых кодексах, например, разделе третьем Германского торгового уложения, ст. 876, 944-956 Швейцарского обязательственного закона. Часть правил, касающихся использования фирменного наименования, включена в законодательство, регулирующее отношения, связанные с отдельными видами юридических лиц, например, книгу II Торговые товарищества и группы экономических интересов Торгового кодекса Франции 1999 года.
Законодательство о недобросовестной конкуренции. Начало правового регулирования отношений, связанных с пресечением недобросовестной конкуренции на национальном уровне было положено федеральным законом США 1890 года, известным как закон Шермана. Указанный закон заложил основу так называемого антитрестовского законодательства США и послужил прообразом для национальных законов других стран, принятых в этой сфере.
Впоследствии закон Шермана был дополнен рядом других нормативных актов, в частности законом Клейтона 1914 года и Законом о Федеральной торговой комиссии 1914 года.
В 1896 году специальный закон о недобросовестной конкуренции принимается в Германии, а затем в 1909 году заменяется на одноименный нормативный акт.
Во Франции, которая долгое время отставала от других западных стран в области правового регулирования отношений, связанных с конкуренцией, с 1953 по 1986 год действовало несколько законов и других нормативных актов в сфере пресечения недобросовестной конкуренции.
Сегодня источниками правовой охраны конкурентной сферы в ведущих промышленно развитых странах являются следующие нормативные акты.

В США – глава 15 Свода законов США, посвященная торговле и предпринимательству, Закон о защите торговли и коммерческой деятельности от незаконных ограничений и монополизма от 2 июня 1890 года с последующими изменениями и дополнениями; Закон о Федеральной комиссии по торговле от 01.01.01 года с последующими изменениями и дополнениями.[18] Указанные нормативные акты между тем не решают напрямую проблему правового регулирования пресечения недобросовестной конкуренции и рассматривают ее как часть общей системы ограничений конкурентных действий на рынке.
Во Франции – Ордонанс № 86 – 1243 О свободе установления цен и свободной конкуренции от 1 декабря 1986 года. Кроме того, отдельные нормы, посвященные борьбе с проявлениями недобросовестной конкуренции содержатся в положениях гражданского законодательства об ответственности за гражданский деликт (ст. 1382 и ст. 1383 Французского гражданского кодекса).
В Германии – Закон о недобросовестной конкуренции от 7 июня 1909 года с последующими изменениями и дополнениями, который состоит из 35 параграфов, содержащих нормы как материального, так и процессуального права.
В Швейцарии – Федеральный закон о недобросовестной конкуренции от 01.01.01 года. Кроме того, отдельные нормы, направленные на охрану от недобросовестной конкуренции, содержатся в ст. 28, 29 Швейцарского гражданского кодекса, ст. 256 и гл. II Швейцарского обязательственного закона, законодательстве об отдельных объектах промышленной собственности.
В Японии – Закон о запрете частной монополии и поддержании честной торговли 1947 года с последующими изменениями и дополнениями.
В Италии – ст. Гражданского кодекса Италии.
В Великобритании – Закон о конкуренции 1980 года; Закон о честной торговле 1973 года, Законы об ограничительной торговой практике 1956 и 1976 года; Закон о монополиях и ограничительной практике 1948 года.



