Поддерживаемое трудоустройство: опыт и проблемы внедрения в Российской Федерации
Поддерживаемое трудоустройство – программа трудоустройства людей с особенностями интеллектуального развития, включающая сопровождение к месту работы и обратно и обучение на рабочем месте.
Поддерживаемое трудоустройство на английском звучит как «supported employment», и приятно, что этот термин уже известен у нас и неоднократно использовался в целом ряде российских научных и публицистических материалов по этой теме.
Модель «поддерживаемого трудоустройства» была разработана в США в конце 70-х годов для содействия людям с нарушениями в развитии, их выходу на открытый рынок труда. Первые программы поддерживаемого трудоустройства были внедрены в основном для поддержки людей с нарушениями в интеллектуальном развитии и были наиболее успешными в работе с людьми, имеющими легкую или умеренную степень нарушений.
Поддерживаемое трудоустройство предлагалось в качестве альтернативного решения таким традиционным вариантам, как центры активной терапии, специализированные мастерские и реабилитационные программы. Все эти варианты предполагали изоляцию человека в процессе труда и в реальной жизни. Но если человек с инвалидностью получает работу в условиях открытого рынка труда, то выигрывают все, ибо растет уверенность, самоуважение и независимость этого человека, а предприятия получают при этом продуктивных работников, на которых можно положиться, и к тому же лояльных к своим работодателям.
Поддерживаемое трудоустройство основано на том, что хорошие результаты могут быть достигнуты с помощью подбора подходящей работы, обучения и поддержки на рабочем месте. Основанное на принципах участия, автономии и равенства, поддерживаемое трудоустройство обеспечивает реальную возможность для людей с инвалидностью работать в условиях открытого рынка труда.
Основными принципами поддерживаемого трудоустройства являются:
• индивидуальное планирование, индивидуальный поиск работы для каждого человека. При этом сначала осуществляется оценка навыков, способностей, талантов, интересов и пожеланий в вопросах трудоустройства, а затем составляется план подбора рабочего места;
• интеграция, которая предусматривает, что люди с инвалидностью, работающие в условиях открытого рынка труда, трудятся рядом с людьми без инвалидности по одному или небольшими группами и в тех же условиях, что и остальные работники. Это создает условие для естественной интеграции;
• обучение на рабочем месте – после подбора подходящего рабочего места непосредственно на этом же месте организуется обучение выполнению трудовых функций;
• помощь в адаптации и поддержка на рабочем месте в течение длительного периода. Поддержка может быть обеспечена куратором службы поддерживаемого трудоустройства или наставником внутри предприятия.
Поддержка может включать в себя следующие мероприятия:
• обучение и инструктирование работника непосредственно на рабочем месте;
• адаптация на рабочем месте;
• корректировка функциональных обязанностей;
• обучение ориентированию в городе и пользованию общественным транспортом;
• обучение социальным навыкам;
• помощь в решении возникающих проблем (с работодателем, с социальными и экспертными службами и пр.).
В Европе стратегия трудовой интеграции людей с инвалидностью развивалась постепенно. Работа реабилитационных служб основывалась на представлении, что те люди с инвалидностью, которые не останутся дома и не будут работать на специализированных предприятиях, нуждаются в предварительном отдельном обучении, прежде чем смогут получить работу на открытом рынке труда. С конца 70-х, в частности для людей с когнитивными нарушениями, стало понятно, что такой подход немногое даёт для интеграции людей в обычную трудовую жизнь. Стало ясно, что обучение и хорошие трудовые навыки — не единственные вещи, которые необходимы для того, чтобы человек с инвалидностью нашёл работу. Появилась концепция «трудового куратора» - человека, который оказывал бы человеку с инвалидностью структурированную поддержку. Эта поддержка включает поиск работы, обучение на рабочем месте, помощь в транспортировке на работу и обратно и другую помощь, как для человека с инвалидностью, так и для работодателя, ведущую к успешному трудоустройству.
Модель «куратора» — больше, чем обычное обучение и обычная реабилитация. Оригинальная идея состояла в том, чтобы сначала научить, а потом привить практические навыки («научить и натренировать»). Во многих случаях трудоустройство людей с инвалидностью после специализированного предприятия сводилось к трудоустройству и последующей надежде на то, что всё пойдёт нормально. В ответ на такую стратегию была разработана стратегия «обучение-трудоустройство-поддержка». Когда достигнута необходимая стабильность, куратор может уйти, оставив трудоустроенного человека с инвалидностью наедине с работой и новыми коллегами (естественными помощниками).
Куратор необходим, когда человеку с инвалидностью нужны специальные условия на работе, которые надо оценить и предоставить, когда человек испытывает трудности в овладении работой, сложности в выполнении повседневной работы. Философия такого подхода наставничества заключает в общении «один на один», в разработке конкретных действий по адаптации и обучению работника и работодателя, в индивидуальном подходе к каждому. В такой работе куратору необходимо действительно знать своего соискателя, необходимо оценивать те барьеры, которые не позволяют эффективно справляться с работой, понимать, какие события в прошлом могут являться причиной сегодняшних затруднений, какие способы выполнения работы и стратегии поведения в прошлом были неудачны для него.
Когда у работника возникают проблемы при выполнении своих обязанностей, куратор должен понять, в чем проблема, и какие поставленные перед работником задачи он выполняет плохо или неэффективно. Куратор помогает работнику, наблюдает за тем, как он работает, предлагает ему различные пути решения проблем или способы выполнения поставленных задач. Куратор должен провести оценку способностей работника, а также его потребностей в обучении тем или иным функциям или навыкам, по возможности предоставить ему необходимое обучение, проводя при этом постоянную оценку его эффективности.
Работая с человеком с инвалидностью, куратор должен помочь ему:
- оценить свои навыки, качества и интересы, необходимые для выполнения той или иной работы; найти подходящую работу, где эти навыки и качества буду наиболее востребованы и применимы; оценить потребности в создании специальных условий на рабочем месте и создать эти условия; оценить все возможные задачи, которые необходимо будет выполнять на работе, и предложить различные пути их достижения; получить или развить необходимые навыки и качества для более эффективной работы; эффективно взаимодействовать с коллегами по работе;
Также куратор должен предоставлять необходимую помощь и поддержку, содействовать в решении возникающих в процессе работы проблем.
Таким образом, само по себе трудоустройства человека – лишь начало процесса сопровождения, хотя важность его от этого не уменьшается. С другой стороны, роль куратора значительно больше, чем роль агента по трудоустройству, и к нему предъявляются большие требования.
Поддерживаемое трудоустройство в европейских странах всё чаще стало соотноситься с принципами инклюзии (включения) и обычной работы («настоящей работы»). Возможности профессиональной реабилитации, возникшие благодаря поддерживаемому трудоустройству, помогли многим людям с инвалидностью стать частью трудовой культуры.
Поддерживаемое трудоустройство обеспечивает реальную возможность для людей со сложными формами инвалидности (в том числе с особенностями развития и психическими заболеваниями, которые сейчас практически полностью выключены в нашей стране из трудовых отношений) работать в условиях открытого рынка труда.
Основными проблемами на пути развития поддерживаемого трудоустройства в нашей стране являются (1) отсутствие постоянных источников финансирования для реализации таких программ и (2) отсутствие специалистов, способных осуществлять сопровождение людей с инвалидностью и программы подготовки таких специалистов.
В 2008 году РБОО «Центр лечебной педагогики» по заказу Департамента образования города Москвы провел исследование существующих нормативных актов и пришли к выводу, что реализация программ поддерживаемого трудоустройства возможна и в рамках ныне существующих государственных схем финансирования. В некоторых регионах Российской Федерации (например, в Санкт-Петербурге) был успешный опыт реализации проектов по поддерживаемому трудоустройству, но после окончания их финансирования со стороны зарубежных донорских организаций они не имели продолжения.
Если давать рекомендации по внедрению программ поддерживаемого трудоустройства, то они могут быть следующими:
· Вовлечение общественных объединений, как организаций более склонных к апробации пилотных инновационных проектов с целью дальнейшего тиражирования полученного опыта, в том числе через государственные структуры.
· Активное использование зарубежного опыта по реализации программ поддерживаемого трудоустройства и подготовке специалистов по сопровождению людей с инвалидностью. Желательно вовлечение зарубежных организаций и специалистов в реализацию пилотных проектов по поддерживаемому трудоустройству.
· На начальных этапах, возможно, исключить помощь людям с инвалидностью в адаптации и поддержке на рабочем месте в течение длительного периода, а сосредоточиться на индивидуальном сопровождении в процессе трудоустройства. Также, в начале, возможно, не следует начинать работать с достаточно сложными формами инвалидности, такими как особенности развития (даун - синдром, аутизм и т. д.) и психические заболевания, а обкатать программу с инвалидами с физическими ограничениями (тем не менее, это должны быть инвалиды, которым необходима индивидуальная поддержка в трудоустройстве).
Чтобы начать реализовывать такие программы в Москве, РООИ «Перспектива» неоднократно приглашала специалистов по поддерживаемому трудоустройству, имеющих практических опыт, из зарубежных стран. Прежде всего, надо отметить многодневные семинары от специалистов по поддерживаемому трудоустройству из Северной Ирландии. Именно на них мы смогли понять суть программы, практическим образом понять, как готовить специалистов по сопровождению и разработать стратегию внедрения программы на базе нашей организации.
Истории успеха
Дмитрий, – Хлеб насущный», Упаковщик
Сергей, – Хлеб насущный», Разнорабочий
Дмитрий с детства имеет официальный диагноз «задержка психического развития». Во многом благодаря стараниям мамы он смог получить образование, как школьное, так и средне-специальное (имеет дипломы по трем специальностям: растениеводство, повар, упаковщик). Но, несмотря на это, он не мог трудоустроиться. В это время мы развивали отношения с , компанией, которая занимается пищевым производством и известна под брендами «Хлеб насущный» и «Наш хлеб». Компания имеет филиалы и в других странах, где уже давно и успешно работают люди с особенностями развития, и мы решили предложить им кандидатуру Дмитрия с обеспечением сопровождения и обучения со стороны специалистов нашей организации. Мы помогли компании немного переделать стандартный трудовой договор, адаптировав его под сотрудников с такой формой инвалидности. Основной момент, что Дмитрию было разрешено работать три раза в неделю по пять часов в день минимум, но с возможностью по желанию работать до разрешенных Трудовым Кодексом 35 часов в неделю (оплата предусмотрена почасовая).
Это было важно, так как производство компании находится в Томилино, а сам Дмитрий проживает в Юго-Западном округе Москвы, что подразумевает под собой весьма длинный путь на работу на метрополитене и даже пригородной электричке или маршрутном такси. Дмитрий приступил к работе 18 июля 2011 года и на протяжении двух месяцев сотрудники нашей организации обеспечивали его сопровождение. Сопровождение включало встречу и проводы от подъезда дома до рабочего места, нахождение весь рабочий день на работе вместе с ним с целью обучить его всему трудовому процессу, и проводы после рабочего дня до подъезда его дома.
Дмитрий на работе попробовал многие специальности, но было решено, что ему более всего подходит работа в упаковочном цехе, и он был обучен работе с упаковочной машиной. Отметим, что несмотря на принятые правила, для него был поставлен стул и дана возможность садится во время рабочего времени.
Через два месяца сопровождение с Дмитрия было снято. За это время он полностью освоил выполнение служебных обязанностей и научился самостоятельно ездить на работу и обратно на общественном транспорте. Он работает на данном рабочем месте уже более года, адаптировался в рабочем коллективе, нашел друзей, руководство им полностью довольно как работником.
Интервью Горобец Анастасии, HR-специалист - «Хлеб насущный» и «Наш хлеб».
- Как вы могли бы оценить работу Дмитрия?
-Он работает 3 раза в неделю, и в эти дни он работает на равных со всеми остальными сотрудниками. Сейчас он знает четко свое расписание, круг своих задач. Я могу сказать, что также как и другой персонал, Дмитрий приносит пользу бизнесу, так как он позволяет нашему производству не останавливаться, а продолжать работать непрерывно и без сбоев. Когда на производстве проходят экскурсии, Дмитрий очень рад пообщаться и рассказать о своей работе.
-Какие отношения у Дмитрия с коллегами?
- Каждый день мы слышим, как Дмитрий всех приветствует громким голосом и это, несомненно, создает позитивный настрой.
Он работает в команде и, конечно, важно, как он будет взаимодействовать с коллегами. Его задача - взвесить правильно и упаковать в равном количестве заготовки для блюд. Его коллектив в основном женский, и Дмитрий чувствуется себя мужчиной, ответственным за коллектив. "Бабоньки, за мной"- возвещает он. Коллеги воспринимают его как равного, хотя в начале у нас были некие опасения. Недавно мы спрашивали у шефа, нет ли напряжения из-за того, что в его коллективе работает человек с инвалидностью, и он ответил, что это никого абсолютно не напрягает.
-Что дает программа поддерживаемого трудоустройства? «Думаю, что для Дмитрия эта работа очень важна. Он очень общительный, и для него всегда была важна причастность к какому-либо делу, результату. В данный момент он абсолютно социализировался, и именно рабочая среда помогла ему адаптироваться.
В декабре 2011 года по приглашению Дмитрия в компанию пришел трудоустраиваться его друг Сергей (у Сергея также установленный диагноз «задержка психического развития»). Компания была не против его также принять на работу, но попросила организовать его сопровождение и обучение, как и Дмитрия до этого. Изначально Сергей был определен на работу по сортировке изюма, но такая интенсивная работа оказалась ему тяжела (они не успевали выполнять норму работы даже вместе с куратором). Поэтому он был переведен на позицию разнорабочего. Мы сопровождали Сергея на протяжении трех недель, он полностью адаптировался на рабочем месте и трудится в компании по сей день.
Дмитрий
Стажировка в арт-кафе
помощник официанта
У Дмитрия синдром Дауна. Он очень общительный, входит в состав театральной трупы «Театра Простодушных». Несмотря на это, опыта трудовой деятельности у Дмитрия не было. 28 апреля 2012 года Дмитрий был трудоустроен в кафе», руководитель которого очень позитивно отнесся к возможности работы у них человека с синдромом Дауна.
Сотрудники РООИ «Перспектива» совместно с родителями Дмитрия и работодателем встретились с ним у него дома, чтобы обсудить его трудоустройство, в частности то, чем Дмитрий будет заниматься на рабочем месте, какой график у него будет, какова будет оплата. Также обсудили, каковы приоритеты самого Дмитрия в работе. Затем специалисты по Индивидуальному трудоустройству РООИ «Перспектива» с родителями Дмитрия и работодателем встретились в самом кафе для ознакомления с рабочим местом и должностными обязанностями Дмитрия. Для Дмитрия была найдена должность помощника официанта, и его основной задачей была уборка со столов, что разгружало для другой работы остальных официантов.
28 мая 2012 года Дмитрий вышел на работу, это был его первый, пробный, рабочий день. Дмитрию был установлен 4-х часовой сокращенный рабочий день по выходным, чтобы он освоился в коллективе. Сотрудники нашей организации в течение месяца сопровождали и обучали Дмитрия дороге от дома до кафе и обратно, находились вместе с ним на рабочем месте. Дмитрий очень быстро освоил работу, так как с детства привык помогать матери в уборке. Также он успешно освоил дорогу. Иногда он прибегал к небольшим хитростям и делал вид, что что-то забыл или не может освоить, ему было важно, чтобы мы не ослабляли его курирование, и он имел возможность больше общаться со своим куратором.
Михаил Новиков



