ПОЛНОМОЧИЯ МОНАСТЫРСКОЙ БРАТИИ

ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ В XVIВ.

, научный руководитель, д-р юрид. наук, профессор

Московская государственная юридическая академия имени

г. Москва

Монастыри на Руси в XVI-XVII веках переживали период наибольшего могущества. Несмотря на появление в этот период идеологического течения нестяжателей, большинство монастырей, в том числе и многие монастыри Вологодского уезда, представляли собой крупные имущественные комплексы, требующие профессионального управления и контроля. Такие управление и контроль осуществлялись прежде всего силами внутримонастырской братии, избиравшей из своего числа целую систему должностных лиц с соответствующими функциями. Цель настоящей статьи исследовать систему органов и должностных лиц, осуществлявших управление монастырским имуществом в монастырях Вологодского уезда в XVIв. Для этого необходимо установить перечень основных должностных лиц средневекового монастыря и рассмотреть правовой статус и функции каждого из них. Для достижения поставленных целей и задач автором использовались методы: историко-правовой, методы анализа и синтеза, сравнительный метод. Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности заимствования административного опыта вологодских монастырей XVIв. в управлении имуществом современными публичными и частными организациями.

Для управления принадлежащим монастырю имуществом в каждом монастыре существовала целая система органов (должностных лиц). Так, в Кирилло-Белозерском монастыре, «в конце XVI в. состав монастырской общины в административном отношении был следующий: настоятель монастыря – игумен, соборные старцы, составлявшие монастырский собор, строитель, келарь, казначеи, житник, уставщик, конюший, меньшой казначей, ризничий, книгохранитель, подкеларник, чашник, хлебник, поваренный старец, кулачник, мельничный и др» [1]. А в Кирилло-Новоезерском монастыре, который был значительно меньше Кирилло-Белозерского, круг лиц, которые представляли монастырь, включал в себя игумена, строителя, черного священника, келаря, казначея, житника и других старцев, вероятно, входящих в собор. В некоторых, малочисленных монастырях, в документах упоминалось только о настоятеле, келаре и монастырском соборе.

Общий анализ управленческой системы основных монастырей Вологодского уезда в период средневековья (Арсеньево-Комельского монастыря, Кирилло-Белозерского монастыря, Корнильево-Комельского монастыря, Павло-Обнорского монастыря и др.) позволяет выделить следующую систему управленческих органов в сфере имущества: настоятель, келарь, казначей, монастырский собор, служебные старцы, посельские старцы.

Настоятель являлся главным лицом в монастыре, в том числе и в вопросах управления монастырским имуществом. «Главная не религиозная обязанность настоятеля - управление всей монастырской собственностью - землей, строениями, докумен­тацией, а также людьми - монахами, слугами, монастырскими работ­никами, крестьянами [2].

Ближним помощником настоятеля в его делах по управлению монастырским имуществом являлся келарь. Он управлял монастырским хозяйством, в том числе и земельными владениями монастыря. Если монастырь имел приписные пустыни, то последние административно и судебно подчинялись келарю главного монастыря.

Значимую роль в управлении монастырским имуществом играл казначей. Он также избирался братией, чтобы «ведати приход и росход деньгам и платью». Казначеи заведовали и распоряжались монастырской казной, составляли приходно-расходные книги. Основной функцией казначея было заведывание монастырской казной – «казенною палатою», где находилась монастырская казна.

Самовольно казначей не вправе был делать ни одного общего распоряжения, особенно по части расходов. Все действия по заведованию казны казначей совершал на основании постановлений монастырского собора.

Монастырский собор представлял собой коллегиальный орган по управлению делами монастыря. В его состав входили келарь, казначей, другие старцы монастыря, игумен, который и возглавлял данный коллегиальный орган. Монастырский собор участвовал в принятии важнейших постановлений, в том числе по управлению имуществом монастыря.

Кроме рассмотренных органов в монастырях обязательно был большой штат, так называемых служебных монахов, надзиравших за различными отраслями и службами монастырского хозяйства: конюшенный старец, житенный старец, чашник, хлебодар, посельский старец и другие.

Важно отметить, что все монастырские органы избирались и отстранялись от должности монастырской братией. Такой демократический порядок занятия финансовых должностей положительно сказывался на управлении монастырским имуществом. Постоянный контроль со стороны братии за деятельностью должностных лиц способствовал ответственному исполнению последними своих функций.

[1] Из рукописного наследия . Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века (гг.). Том2. Управление. Общинная и келейная жизнь. Богослужение./ Подготовили издание , , . – СПб.: «Дмитрий Булавин», 200с.

[2] Сазонова -Новоезерский монастырь как социокультурное явление средневековой жизни Московского государства (1540-е-1660-е гг.). Дисс. на соискание степени кандидата исторических наук. Санкт-Петербург. 2005г.- 212с.