Материалы к выступлению Заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Кодекс этики государственных служащих как механизм антикоррупционного контроля

Суть профессиональной этики государственных служащих и цель морального регулирования на государственной службе заключается в обеспечении честного и добросовестного выполнения служащими своих должностных обязанностей, последовательном соблюдении государственного интереса, защите прав и свобод граждан. Кодекс этики государственных служащих поднимает комплекс вопросов, связанных с формированием служебного поведения в свете реализации задачи по повышению эффективности и открытости системы государственной службы Российской Федерации. Существуют фундаментальные моральные ценности, которые связаны с преданностью государственного служащего конституционному строю, уважением принятых в государстве законов, осознанием высокой ответственности за выполнение своего служебного долга, приоритетом населения. Именно эти ценности должны детерминировать деятельность государственных служащих и лежать в основе оценок эффективности государственной службы.

Должностное поведение государственных служащих часто расходится с реальной поведенческой практикой. Сегодня утратили силу те нормы морали и идеологического воздействия, которые были характерны для советского периода. Именно эти нормы ставили барьеры на пути злоупотребления, коррупции и произвола в органах государственной власти.

Новые механизмы профессиональной этики и законодательные механизмы их реализации выработаны еще не полностью. Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации, является документом, способствующим установлению системы нравственных принципов административной морали, основы общественного контроля за деятельностью государственных служащих Российской Федерации и представляет собой систему общественных и государственных требований к нравственному поведению государственных служащих.

Сегодня реформирование государственной службы главным образом сводится к изменениям нормативно-правового характера, к формальному контролю за соблюдением правил и норм, что приводит к несостоятельности государственной службы в сфере защиты общественных интересов, вызывает нарекания среди населения и препятствует реформированию всей системы государственного и социального управления.

В борьбе с любыми правонарушениями важны не только неотвратимость наказания, но и их предотвращение, в том числе профилактика. Это, безусловно, относится и к коррупционным правонарушениям. Если вести речь о государственных служащих, то профилактика может состоять, прежде всего, в формировании в государственных органах, на государственной службе обстановки нетерпимости к коррупции. Более того, в повседневных служебных отношениях чиновников должны осуждаться любые действия, которые могут создать условия для возникновения коррупции или вести к ней. Такие действия должны осуждаться самими чиновниками в их служебных отношениях не только в устной форме, но и фиксированными нормами служебных отношений. Опасные, ведущие к коррупции действия должны предупреждаться возможностью административного наказания за их совершение.

Профессиональная этика на госслужбе представлена двумя уровнями: формальном и неформальном. Формальный уровень закреплен в нормативно-правовых документах, регулирующих деятельность государственных служащих. Неформальный уровень проявляется в коллективном сознании служащих, базируется на исторически сложившихся стереотипах служебного поведения, к каковым традиционно относится использование государственной службы как канала социальной мобильности. Отсюда следует, что для повышения морально-нравственных качеств государственных служащих, формирования профессионально-этичного поведения недостаточно закрепления норм этики только на формально-правовом уровне, что сегодня превалирует в системе государственной службы. Значительно большее внимание следует уделять изменению неформального уровня, так как он нейтрализует предписания нормативно-правовых документов. Учитывая, что неформальные нормы этики государственного служащего в основе своей имеют традиции, установки, стереотипы служебного поведения, изменения которых представляет собой сложную задачу, говорить о существенном изменении профессиональной этики госслужащих пока не приходится. Нарушения норм этики госслужащих обусловлено в основном негативными качествами личности служащего, материально-прагматической направленностью их мотивации.

Чиновники в России в массовом порядке используют свое служебное положение для незаконного улучшения своего благосостояния. Причем чаще всего в неявной форме, в «серых» схемах, когда дружественной фирме при рассмотрении ее вопросов в государственных органах создаются благоприятные условия. Причем, если нарушения в явной форме могут осуждаться, то серые схемы незаконного протекционизма и коррупции даже не осуждаются, а порой и оправдываются. И дело не в самих фактах, а в том, что ни в нормах служебных взаимоотношений, ни даже в общественном мнении такие явления не осуждаются.

Таких форм коррупционно опасного поведения немало. Не допустить его — это и есть реальная профилактика коррупции.
Негативные качества личности госслужащих являются во многом следствием социализирующего воздействия отклонений от норм и девиаций, характерных для всех представителей социума. На фоне происходящей ломки ценностно-нормативной системы в российском обществе нарушения профессиональной этики государственной службы могут стать морально-нравственными эталонами, на которые ориентировано новое поколение государственных служащих.

Проблема антикоррупционного поведения госслужащих существует не только у нас в России, но и в благополучных, с длительной историей совершенствования госслужбы европейских странах, где коррупционность госаппарата считается и, видимо, является на самом деле значительно более низкой, чем у нас. Может быть, именно в силу этого обстоятельства в этих странах больше внимания обращается именно на профилактику. В ряде государств Центральной Европы существуют различные нормативные документы по предотвращению и профилактике коррупции госслужащих.

В настоящее время в большинстве демократически развитых стран приняты подобные этические кодексы госслужащих. Комитет Министров Совета Европы в 2000 году рекомендовал для всех стран-участников Совета Европы принять модифицированный вариант этического кодекса, подобные рекомендации содержатся в подписанных Российской Федерацией международных соглашениях о сотрудничестве в борьбе с коррупцией.

Необходимо отметить, что в Кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации должны содержаться нравственные нормы поведения государственных служащих, которые по своей природе не могут быть зафиксированы нормативным образом. В тех случаях, когда отдельные положения кодекса совпадают с нормативными положениями, регулирующими профессиональную служебную деятельность государственных служащих, в первую очередь следует акцентировать именно моральные принципы должного поведения.

Следует подчеркнуть, что этический кодекс не должен повторять правовые положения, а подчеркивать их нравственное содержание. Он ориентирует государственных служащих на служебные действия в спорных нравственных коллизиях. Этический кодекс не является административно-правовым документом, в него не входят регламентирующие (обязательные для выполнения) указания и положения, а невыполнение норм этического кодекса не влечет за собой какого-либо наказания (административного, уголовного и пр.) для государственных служащих. Законодательное закрепление и обязанностей, и ограничений, и ответственности за их нарушение призвано утвердить высокий уровень общественных требований к чиновникам, в том числе и прежде всего к их честности, добросовестности на службе — готовности и способности противостоять соблазнам поставить свои интересы выше служебных.

На практике высокие (или достаточно высокие) требования закона к чиновникам не подкрепляются их требовательностью к самим себе, к своим коллегам. В повседневной служебной жизни нет целенаправленного спроса за мнимые мелочи, за действия в пограничных ситуациях, когда еще нет должностного преступления, но уже создаются его предпосылки, когда должностное правонарушение еще может быть предотвращено.

К сожалению, и общество, и государство также с недопустимой терпимостью относятся к использованию служебного положения в корыстных целях. Особенно, когда это делается в скрытых, серых формах. Одна из существенных причин массовой терпимости (взаимной терпимости) в среде государственных служащих к потенциально опасным действиям — отсутствие законодательно закрепленных правил надлежащего служебного поведения чиновников. Нет точных предписаний, какое служебное поведение обеспечивает добросовестное исполнение должностных обязанностей, какие действия опасны — ведут к должностным проступкам, правонарушениям, коррупции. Нет правил, следовательно, нет и спроса, нет ответственности. Фактически ответственность наступает лишь за уже свершенное преступление. Тем самым законодатель и общество упускают важную возможность правового регулирования профилактики недобросовестного служебного поведения, должностных правонарушений, коррупции.

Профилактика предполагает формирование в государственных органах, на государственной службе отношения нетерпимости к коррупции, к ненадлежащему служебному поведению. В повседневных служебных отношениях чиновников должны осуждаться любые действия, которые могут привести к коррупции или создать ее возможность, или даже создать ее видимость. Последнее уничтожает доверие к государству не меньше самой коррупции и потому опасно для общества. Опасные, ведущие к коррупции действия должны предупреждаться возможностью дисциплинарного взыскания за их совершение.

Кодекс поведения государственных служащих может при его последовательной реализации существенно уменьшить уровень терпимости к коррупции, к коррупционно опасным ситуациям в среде чиновников и в обществе, стать важной правовой основой профилактики коррупции.