УДК 930.2:791.43
КИНО КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
научный руководитель канд. ист. наук
Сибирский федеральный университет
XX век стал эпохой прогрессивного развития технологий и формирования «нового человека». Новый тип человека формировался посредством влияния образов, бурного развития фотографии, телевидения и кинематографа. Визуализация повседневной жизни ввиду глобализации общества стала повсеместным явлением. Человек в новых условиях существования стал и по-другому воспринимать информацию. На смену вербальному восприятию приходят визуальные образы. Поднятая тема становится актуальной и в научных кругах. Ученые задумываются над тем, может ли кинематограф быть историческим источником? На Западе выпущено множество научных трудов, посвященных данной проблематике. В России же с самого начала зарождения кино было лишь источником развлечения, и воспринимать его всерьез не мог ни один уважающий себя исследователь. Кроме того, в российском исследовательском сообществе укоренилась традиция внимательного отношения именно к классическим историческим источникам, новаторство в этом плане с трудом пробивает себе дорогу.
Профессиональные историки, получившие образование во второй половине XX века, несмотря на прогресс в области методологических подходов в изучении истории по-прежнему предпочитают «закрытые пространства» библиотек, архивных фондов и научных исследований прошлых столетий, сохраняют почти сакральное отношение к традиционным источникам. Марк Ферро – один из самых известных представителей третьего поколения школы Анналов - затрагивал эту проблему еще в 1976 году. В своей статье «Кино и история», он отмечал, что исторические источники имеют свою собственную иерархию в среде историков. Во главе иерархической лестницы стоят «самые авторитетные документы – государственные архивы, затем идет когорта печатных источников, с которых снят уже гриф секретности, юридические тексты или какие-либо другие, например газеты, являющиеся выражением воли государственной власти в просвещенном или демократическом обществе» [1, С. 1]. Замыкают эту структуру мемуары и воспоминания.
Со второй половины XX века в исторической науке происходит историографическая революция, начало которой было непосредственно связано с деятельностью школы «Анналов». Третье поколение этой школы, объединив усилия представителей разных направлений, но схожих методологических принципов, продолжило исследования в области междисциплинарного подхода. Более того, представители третьей волны стремились расширять исследовательское поле исторической науки. Результатом их деятельности стал поворот от исследований экономической и политической сфер жизни к социальной и культурной. История стала рассматриваться через призму антропологических исследований, в центре которых стоял человек, его мировоззрение, мышление, отношение к существующему порядку вещей. В этой связи получила свое развитие и история ментальностей как новое направление исследований. Исследование социальной и культурной жизни человека невозможно представить без опоры на визуальные источники. Фрески, иконы, картины, фотография и кино всегда хранят в себе информацию об эпохе, в которой они были созданы, о нравах, которые существовали там. На этой основе осуществляются исследования современных социологов, которые стояли у истоков нового направления – визуальной истории.
Укоренению нового направления в западной историографии способствовала революция в области восприятия, произошедшая во второй половине прошлого века. На первое место встало визуальное мироощущение. Оформившееся всего за несколько десятилетий «клиповое сознание» вытеснило старое восприятие мира, когда человек, выражал свое видение чего-либо словами, написанными на бумаге. Для нового поколения на первое место встали образы, которые сопровождаются звуковыми и музыкальными эффектами.
Российский психолог подчеркивал, что зрительная система является доминантной среди всех, с помощью которых человек может познавать мир. Более того, только она способна объединять все органы чувств и «превращать незримое в зримое, визуализировать любые сигналы» [2, С. 29]. В этой связи понятно, почему современная молодежь лучше воспринимает действительность через призму визуального материала. Кинематограф же как зрительная система является уникальным соединением в себе культуры общества, его нравов, исторической действительности и проч. В нем отражены все основные сферы жизни человека. Следовательно, посредством использования кинематографа в качестве источника сегодняшнее молодое поколение историков, ставших участниками визуального переворота, сможет вновь заинтересоваться научными исследованиями и поиском методологической базы для последующего развития и исторической науки, и исторических источников, и кинематографа.
Список литературы
1. Ферро, М. Кино и история // Вопросы истории№ 2. - С. 47-57.
2. Розин, восприятие. Как человек видит и понимает мир / . – М.: ЛИБРОКОМ, 2009. – 272 с.



