, соискатель
СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ (на примере Республики Татарстан)
По мнению некоторых ученых, местное самоуправление является институтом публичной власти, через который осуществляется многосторонняя деятельность местного сообщества по решению его внутренних задач в собственных интересах на основе принципов самоорганизации, самоответственности.1 На наш взгляд, это определение несколько сужено. Думается, что местное самоуправление и население, проживающее на данной территории, в некоторых случаях может принимать участие и в решении не только внутренних, но и некоторых внешних задач и не только в собственных интересах (к примеру, борьба со стихией на других соседних территориях, борьба против бандитизма и т. п.).
На современном этапе развития общества местное самоуправление функционирует практически во всех субъектах Российской Федерации, в том числе и Поволжье. Регион, как известно, неоднороден во многих аспектах, - прежде всего в политическом, экономическом, социокультурном. С одной стороны, он включает в себя достаточно динамичные и податливые, с точки зрения одного ученого, к политической и экономической модернизации Нижегородскую и Самарскую области, а с другой – республику Татарстан, в которой доминируют, по мнению ученого, традиционалистские ценности и патриархально-феодальный стиль политических отношений. Ученый условно выделяет три основные модели развития местной власти в этом регионе.2
В рамках первой модели (читай – в Республике Татарстан – автор ) осуществлено ничем не завуалированное полное огосударствление
_____________________
1). См.: Подовжняя местного самоуправления: региональное измерение. В кн.: Перспективы и проблемы становления Поволжского регионализма. – М.: 1999. – С. 82-83.
2) См.: Подовжняя местного самоуправления: региональное измерение. В кн.: Перспективы и проблемы становления Поволжского регионализма. – М.: 1999. – С. 45-46.
(этатизация) муниципальной власти. Так, местному самоуправлению оставлен
самый нижний уровень – села и жилые комплексы городов республиканского
подчинения, в остальных административно-территориальных единицах действует система органов местной государственной власти, хотя таковая и не предусмотрена федеральным законодательством. До сих пор сохраняется практика назначения глав местных администраций, позволяющая поддерживать жесткую административную вертикаль, замыкающую все нити управления на Президента Республики. Как видно, Республика Татарстан предпочитает собственный вариант осуществления политических и социально-экономических трансформаций, и неприятие федеральной концепции развития местного самоуправления является одной из составляющих взятой ею на вооружение идеологии «своего пути», активно использующейся сегодня во многих национальных республиках.
Как считает , подобный вариант развития местного самоуправления объясняется, во-первых, нежеланием радикально ломать прежнюю, советскую систему; во-вторых, попыткой реформирования местной власти посредством постепенных, частичных изменений, но с обязательной административной опекой государства; в-третьих, стремлением сохранить способность управлять регионом в переходный период общественного развития.
А каково же реальное состояние развития системы местного самоуправления в Республике Татарстан? Для ответа на этот вопрос целесообразно прежде всего обратиться к имеющимся фактам, а также к Конституции Республики Татарстан, принятой 6 ноября 1992 года в редакции Законов РТ от 01.01.01 г. № 000 и 15 сентября 2003 года № 34-3 РТ.
В настоящее время в Республике Татарстан функционируют 955 органов местного самоуправления (ОМСУ), в том числе 7 городских, 21 поселковый и 897 сельских.1
1) См.: Гильманов самоуправление в Республике Татарстан: теоретические и прикладные аспекты. – Казань, ИСЭПН АНТ, 2002. – С. 45-47.
В соответствии с Конституцией РТ местное самоуправление осуществляется на всей территории республики (в городах, сельских поселениях, на других территориях) для самостоятельного решения населением проблем, касающихся данной местности, конкретной территории, подчиненной тому или иному органу местного самоуправления с учетом национальных, конфессиональных особенностей, местных традиций, эколого-географической специфики и т. д.
В соответствии со ст. 117 Конституции в Республике Татарстан местное самоуправление осуществляется путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления населения, через выборные органы и должностных лиц местного самоуправления, как это предусматривается ст. 3 Европейской хартии о местном самоуправлении. Уместно подчеркнуть и то, что структура местного самоуправления определяется населением самостоятельно и органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и управления.
Как и предусматривает ст. 5 Европейской хартии о местном самоуправлении, изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, производится в соответствии с мнением населения соответствующих территорий (см. ст. 117 Конституции РТ). Важно иметь в виду то, что Конституция РТ предусматривает также и создание, функционирование экономической базы местного самоуправления, т. е. наличие экономической собственности местного самоуправления, которой органы МСУ (местного самоуправления) управляют независимо от органов государственной власти и управления. Среди всех субъектов Российской Федерации только Конституция РТ в ст. 118 первой провозгласила положение о том, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий, как подчеркнуто в Конституции РТ, подконтрольна государству.
Думается, вышеизложенное не противоречит, а конкретизирует поло-
жения, изложенные в ст. 4 Европейской хартии о местном самоуправлении, о
сферах компетенции местного самоуправления, где констатируется: «Основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией или Законом. Тем не менее, это положение не исключает предоставление органам местного самоуправления в соответствии с законом полномочий для выполнения конкретных задач». Как известно, органы местного самоуправления должны иметь в соответствии со ст. 11 Европейской хартии право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных в Конституции или внутреннем законодательстве принципов местного самоуправления.
Как это положение соблюдается в Основном Законе РТ? Так, ст. 119 Конституции РТ констатирует: «Местное самоуправление в Республике Татарстан гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленным Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, Федеральными Законами и Законами Республики Татарстан».
Как видим, Конституция РТ предоставляет органам местного самоуправления, кроме всего прочего, и компенсацию дополнительных расходов, если они имели или имеют место по вине государственной власти.
Методологически очень важно иметь в виду, что Конституция РТ предусматривает положение (см. ст. 120) о том, что в случае, если отдельные акты органов местного самоуправления противоречат Конституции и законам РТ, они подлежат отмене в судебном порядке. Другими словами, хотя это положение и подразумевается ст. 2 и ст. 3 Европейской хартии о местном самоуправлении, однако в Конституции РТ оно находит более конкретное выражение.
Уместно подчеркнуть, что принятый в РТ закон является первым в Российской Федерации актом, призванным регулировать деятельность системы такой формы народовластия, как местное самоуправление. Именно благодаря тщательной, продуманной работе на основе этого закона в республике создана и в целом успешно функционирует целостная структура органов местного самоуправления, которая как форма народовластия не только укрепляет свои позиции и расширяет свои масштабы, но и активизирует демократические процессы в обществе.
Система самоуправления на практике показала: она нужна населению, как признанный социальный институт и важный элемент демократического общества в Татарстане. Она стала неотъемлемой частью создаваемого на принципах рыночных отношений по сути нового общества.



