Великие полководцы Отечественной войны 1812 года.
Говорю вам: война ― сестра печали и многие
из вас не вернутся под сень кровли своей.
Но идите. Ибо кто, кроме вас оградит
землю эту…
Из древнего манускрипта
Наша Родина имеет славное военное прошлое. Её история очень богата примерами беззаветного героизма и мужества. Из среды русского народа вышло немало талантливых полководцев, вписавших свои имена в яркие страницы военной истории России.
В плеяде выдающихся военачальников нашей Родины одно из видных мест занимает князь Пётр Иванович Багратион. На мой взгляд, слова из древнего манускрипта, взятые мной в качестве эпиграфа, как нельзя лучше подходят для рассказа о судьбе этого человека. Большую часть своей жизни он сражался за родную страну в рядах русской армии и пронёс за собой славу героя и храбреца от стен Очакова через горы Италии и вершины Альп до Бородинского поля, приняв участие в двадцати походах и ста пятидесяти сражениях.
История жизни Багратиона не может не вызвать восхищения и гордости!
Пётр Иванович Багратион происходит из старого рода грузинских царей Багратиони. Современники запомнили его как спокойного, сдержанного, медлительного в манерах, но неукротимым и страстным по отношению к врагам, человека, особо не выделяющегося своей внешностью: князь Багратион был среднего роста, худощавым, жилистым и мускулистым, с типичным грузинским лицом и тёмными волосами. Сам Наполеон Бонапарт считал Петра Ивановича великим мастером наступательного боя и отправлял против него своих самых талантливых и достойных маршалов, неустанно повторяя: «Багратион ― лучший генерал русской армии».
Как и многие известные личности, князь Петр Багратион имеет весьма интересную биографию. Он родился в городе Кизляр десятого июня тысяча семьсот шестьдесят пятого года в семье военного: его отец, Иван Александрович, был секунд-майором в отставке. Детство Петра прошло в родительском доме, но, благодаря рассказам отца и деда, который, кстати, тоже был офицером, рано начал проявлять интерес к ратному делу, ведь старшие говорили о мужестве и героизме простых русских солдат.
Повзрослев, семнадцатилетний князь Пётр двадцать первого февраля тысяча семьсот восемьдесят второго года был зачислен в Астраханский пехотный полк рядовым. Первый боевой опыт не заставил себя долго ждать: спустя год на территории Чечни во время восстания горцев Багратион был тяжело ранен и оставлен умирать на поле сражения. Но чеченцы спасли князя и продали царскому правительству Российской империи.
В Астраханском пехотном полку Петр Иванович прослужил до тысяча семьсот девяносто второго года и перешёл в чине капитана на службу под началом Александра Васильевича Суворова, участвовал в Итальянском и Швейцарском походах, где в феврале тысяча семьсот девяносто девятого года получил чин генерал-майора, а также прославился как офицер, крайне умело сочетающий стратегию и тактику.
В этот же год императором Франции становится Наполеон Бонапарт и в силу того, что он не потерпел неудачи ни одном сражении, новый властитель решил подчинить себе все европейские страны. Самым сильным своим соперником он считал Англию, поэтому было принято решение задушить её экономически, объявив континентальную блокаду в тысяча восемьсот шестом году, тем самым запретив вести торговые, почтовые и прочие отношения с Британскими островами под угрозой войны.
Остальных своих противников император Наполеон Ι по очереди разгромил в открытом бою. «Великая армия» захватила Нидерланды, Испанию, Италию, Пруссию. Победой Бонапарта закончилось и сражение под Аустерлицем, где против него выступили объединенные войска Австрии и России, но именно здесь французский император понял: на всём континенте нет врага страшнее, чем Россия.
Война неумолимо приближалась к русской западной границе, и уже к февралю тысяча восемьсот двенадцатого года Наполеон собрал огромную армию для похода за конечной целью ― за Москвой, и утром двенадцатого июня тысяча восемьсот двенадцатого года «Великая армия» перешла географическую границу Российской империи ― реку Неман. Началась Отечественная война.
Князя Петра Ивановича Багратиона не забыло царское правительство: у генерала от инфантерии был большой опыт участия в войнах ( русско - шведская война тысяча восемьсот восьмого – тысяча восемьсот девятого; русско-турецкая война тысяча восемьсот шестого - тысяча восемьсот двенадцатого года), и в результате ему выпала честь командования второй Западной ( в дальнейшем названной Подольской) армией, которая прикрывала московское направление и изначально находилась под Гродно.
На разгром Багратиона Наполеон бросил две мощные группы войск: одной командовал маршал Даву― он двигался прямо в лоб подольской армии, а во главе другой группы стоял брат Наполеона Жером Бонапарт.
Но Багратион вовремя рассмотрел смертельную опасность: он отложил план соединения с первой Западной армией, резко повернул на юг, избегая даже самых мелких стычек с противником и, искусно маневрируя, то ускоряя, то замедляя шаг, ушёл на юг и, оторвавшись от преследователей, ринулся на соединение с первой Западной армией, которая находилась под Смоленском под командованием Барклая де Толли. Двадцать второго июля соединение произошло.
Через месяц войска Наполеона прорвались ближе к Москве. Двадцать шестого августа тысяча восемьсот двенадцатого года ― одна из самых ярких дат Великой Отечественной войны ― это день битвы под Бородином, которая длилась около двенадцати часов. Обе стороны понесли огромные потери, и невольно вспоминаются строчки поэта Золотого века Михаила Юрьевича Лермонтова:
«…И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел…»
Эта битва за Россию, за Москву, для многих стала последней, в том числе и для князя Багратиона: осколок гранаты, выброшенной французами, раздробил Петру Ивановичу кости голени левой ноги, но, даже упав с коня, он продолжал командовать войском до потери сознания. Генерал-полковника Багратиона отвезли в лазарет, привели в чувства и предложили ампутировать ногу, на что Пётр Иванович ответил отказом.
Тяжело раненного полководца перевезли в село Симы ― имение князя Бориса Голицына, которому Багратион приходился другом и далеким родственником. Спустя семнадцать дней генерал – полковник скончался в мучениях от гангрены, но всё же успел написать царю письмо, выражавшее благодарность за возможность командовать второй Западной армией. Князь Багратион был похоронен в том же имении, где доживал свои последние дни, но в тысяча восемьсот тридцать девятом году по инициативе Дениса Давыдова ― поэта и одного из первых партизан России ― прах Петра Ивановича перенесли на Бородинское поле…
«Счастье на стороне отважных», ― любил повторять князь Багратион и подтвердил верность своего высказывания своею же жизнью, действительно прожитой не зря, ведь Бородинская битва была началом конца «Великой армии» Наполеона, а Багратион с помощью обычных самоотверженных солдат смог нанести непоправимый урон тому, кто представлял серьёзную опасность для нашей страны и для всей Европы в целом.
Нельзя не согласиться со словами знаменитого русского критика и литератора Виссариона Григорьевича Белинского, утверждавшего, что «двенадцатый год был великой эпохой жизни России…».
Со времени Бородинского сражения минуло двести лет, и это очень серьёзный срок. Но память о тех великих событиях жива, и хочется верить, что сколько бы времени не прошло, каждый гражданин нашей великой Родины будет хранить в душе имена тех, кто, «не щадя живота своего», храбро сражался за Россию!



