
![]()
Атака маршала Нея при Бородине. Гравюра по картине Ланглуа
Неприятель, охватывая Шевардинский редут с севера и юга, пытался окружить войска генерал-лейтенанта Горчакова.
Французы дважды врывались на редут, и каждый раз пехота генерал-лейтенанта Д. П. Неверовского выбивала их. На Бородинское поле спускались сумерки, когда противнику ещё раз удалось овладеть редутом и ворваться в деревню Шевардино, но подошедшие русские резервы из 2-й гренадерской и 2-й сводно-гренадерской дивизий отбили редут.
Бой постепенно ослабел и, наконец, прекратился. Кутузов приказал генерал-лейтенанту Горчакову отвести войска к главным силам за Семёновский овраг.
Российская, а затем советская официальная историографическая традиция оценивала бой за Шевардинский редут как успешное исполнение плана главнокомандующего, предназначенного прикрыть строительство Семёновских флешей. Однако писатель Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» первым обратил внимание на внутреннюю нелогичность такого представления, согласно которому мощный редут на кургане должен был лишь прикрывать строительство слабых флешей на открытой местности. Толстой выдвинул собственное предположение, поддержанное рядом военных историков[кто?]. Согласно этой точке зрения, захват Наполеоном Шевардина фактически опрокинул первоначальный план Кутузова. По этому плану 1-я армия должна была опираться на Горки с редутом и Красную гору (батарея Раевского) с реданом, 2-я - на Шевардинский курган с редутом, а с фронта позицию должна была прикрывать река Колоча. Такая позиция была бы чрезвычайно сильна. Однако стремительный переход Наполеоном Колочи и захват недостроенного редута на Шевардинском кургане привели к тому, что русский фронт оказался ничем не прикрыт, а 2-й армии пришлось опираться на слабые Семёновские флеши, наскоро выстроенные посреди чистого поля: «мы оказались без позиции на левом фланге и были поставлены в необходимость отогнуть наше левое крыло и поспешно укреплять его где ни попало.»[18]
Шевардинский бой дал возможность российским войскам выиграть время для завершения оборонительных работ на бородинской позиции, позволил уточнить группировку сил французских войск и направление их главного удара.[17]
Весь день 25 августа (6 сентября) войска обеих сторон готовились к предстоящему сражению. Основываясь на данных, полученных в ходе Шевардинского боя, Кутузов принял решение усилить левый фланг российских войск, для чего приказал перевести из резерва 3-й пехотный корпус Тучкова и передать Багратиону артиллерийский резерв из 168 орудий, разместив его около Псарева. По замыслу Кутузова 3-й корпус должен был быть готовым действовать во фланг и тыл французских войск. Однако, начальник штаба Кутузова генерал Беннигсен разместил 3-й корпус фронтом к французским войскам, что не соответствовала плану Кутузова.[17]
Начало битвы
В 5:30 утра 26 августа (7 сентября) более 100 французских орудий начали артиллерийский обстрел позиций левого фланга. Одновременно с началом обстрела на центр русской позиции, село Бородино, под прикрытием утреннего тумана в отвлекающую атаку двинулась дивизия Дельзона из корпуса Евгения Богарне. Село оборонял гвардейский Егерский полк под командованием полковника . Около получаса егеря отбивались от четырёхкратно превосходящего противника, однако под угрозой обхода с фланга вынуждены были отступить за Колочу. Вслед за ними переправился и 106-й линейный полк французов.
Барклай де Толли направил на помощь 1-й, 19-й и 40-й егерские полки, которые контратаковали французов, сбросили их в реку и сожгли мост через Колочу. В результате этого боя французский 106-й полк понес тяжелые потери.[19]
Французы, ободрённые занятием села Бородина, бросились вслед за егерями и почти вместе с ними перешли по мосту, но гвардейские егери, подкреплённые полками, пришедшими с полковниками Вуичем и Карпенковым… истребили совершенно 106-й неприятельский полк, перешедший на наш берег.
— Из донесения главнокомандующего русской армии
генерала-от-инфантерии М. И. Кутузова
Багратионовы флеши

![]()
Петер фон Гесс. «Бородинское сражение» (1843). В центре картины раненый П. И. Багратион, рядом с ним на коне П. П. Коновницын. Вдали виднеется каре лейб-гвардии
Флеши накануне сражения были заняты 2-й сводно-гренадерской дивизией под командованием генерала М. С. Воронцова. В 6-м часу утра после непродолжительной канонады началась атака французов на Багратионовы флеши. В первой атаке французские дивизии дивизионных генералов Дессе и Компана, преодолев сопротивление егерей, пробились через Утицкий лес, но, едва начав строиться на опушке напротив самой южной флеши, попали под картечный огонь и были опрокинуты фланговой атакой егерей.
В 8-м часу утра французы повторили атаку и захватили южную флешь. П. И. Багратион на помощь 2-й сводно-гренадерской дивизии направил 27-ю пехотную дивизию генерала Д. П. Неверовского, а также Ахтырских гусар и Новороссийских драгун для удара во фланг. Французы оставили флеши, понеся при этом большие потери. Были ранены оба дивизионных генерала Дессе и Компан, при падении с убитого коня контужен командир корпуса маршал Даву, ранены практически все бригадные командиры.
Для 3-й атаки Наполеон усилил атакующие силы ещё 3 пехотными дивизиями из корпуса маршала Нея, 3 кавалерийскими корпусами маршала Мюрата и артиллерией, доведя её численность до 160 орудий.

![]()
Атака лейб-гвардии Литовского полка из 5-го пехотного корпуса. С. Самокиша
П. И. Багратион, определив направление главного удара, выбранного Наполеоном, приказал генералу Н. Н. Раевскому, занимавшему центральную батарею, немедленно передвинуть к флешам всю вторую линию войск его 7-го пехотного корпуса, а Н. А. Тучкову 1-му — направить защитникам флешей 3-ю пехотную дивизию П. П. Коновницына. Одновременно, в ответ на требование подкреплений, Кутузов направил к Багратиону из резерва лейб-гвардии Литовский и Измайловский полки, 1-ю сводно-гренадерскую дивизию, 7 полков 3-го кавалерийского корпуса и 1-ю кирасирскую дивизию. Дополнительно с крайне правого на левый флаг начал перемещение 2-й пехотный корпус генерал-лейтенанта К. Ф. Багговута. После сильной артподготовки французам удалось ворваться в южную флешь и в промежутки между флешами. В штыковом бою тяжело ранены и унесены с поля боя командиры дивизий, генералы Неверовский (27-я пехотная) и Воронцов (2-я гренадерская).
Французы были контратакованы 3 кирасирскими полками, причём маршал Мюрат чуть не попал русским кирасирам в плен, едва успев скрыться в рядах вюртембергской пехоты. Отдельные части французов вынуждены были отойти, но кирасиры, не поддержанные пехотой, были контратакованы французской кавалерией и отбиты. Около 10 часов утра флеши остались в руках французов.

![]()
Фабер-дю-Фор. Мюрат (в центре) на Багратионовых флешах спасается от погони
Контратака подоспевшей 3-й пехотной дивизии Коновницына исправила положение. В схватке погиб генерал-майор Тучков 4-й, возглавивший атаку Ревельского и Муромского полков.
Примерно в это же время через Утицкий лес в тыл флешей пробился французский 8-й Вестфальский корпус дивизионного генерала Жюно. Положение спасла 1-я конная батарея капитана Захарова, которая в это время направлялась в район флешей. Захаров, увидев угрозу флешам с тыла, спешно развернул орудия и открыл огонь по врагу, строившемуся к атаке. Подоспевшие 4 пехотных полка 2-го корпуса Багговута оттеснили в Утицкий лес корпус Жюно, нанеся ему ощутимые потери. Русские историки утверждают, что при повторном наступлении корпус Жюно был разгромлен в штыковой контратаке, однако вестфальские и французские источники полностью это опровергают. По воспоминаниям непосредственных участников, 8-й корпус Жюно участвовал в сражении до самого вечера.
К 4-й атаке в 11-м часу утра Наполеон сконцентрировал против флешей около 45 тысяч пехоты и кавалерии, и почти 400 орудий. Эту решающую атаку русская историография называет 8-й, учитывая атаки корпуса Жюно на флеши (6-ю и 7-ю), что неверно, поскольку Жюно непосредственно сами флеши не атаковал. Кроме того, 4-й атакой называют эпизод с кирасирами, однако его правильнее было бы называть не атакой французов, а контратакой русских; похожая история и с так называемой 5-й атакой.
Багратион, видя, что артиллерия флешей не может остановить движение французских колонн, возглавил всеобщую контратаку левого крыла, общая численность войск которого составляла приблизительно лишь 20 тысяч человек. Натиск первых рядов русских был остановлен и завязался жестокий рукопашный бой, продолжавшийся более часа. Перевес склонялся на сторону русских войск, но во время перехода в контратаку раненый осколком ядра в бедро Багратион упал с лошади и был вывезен с поля битвы. Весть о ранении Багратиона мгновенно пронеслась по рядам русских войск и оказала огромное воздействие на русских солдат. Русские войска стали отступать.

Бой за Семёновский овраг. Фрагмент панорамы Бородинского сражения. Ф. А. Рубо, 1912 год
Коновницын принял командование 2-й армией и вынужден был окончательно оставить флеши за французами. Остатки войск, почти потерявшие управление, были отведены через Семёновский овраг под прикрытие резервных батарей.
На другой стороне оврага находились нетронутые резервы — лейб-гвардии Литовский и Измайловский полки. Французы, увидев сплошную стену русских, не решились атаковать с ходу. Направление главного удара французов сместилось с левого фланга в центр, на батарею Раевского. В то же время Наполеон не прекратил атаку левого фланга русской армии. Южнее Семёновского выдвигался кавалерийский корпус Нансути, севернее Латур-Мобура, в то время как с фронта на Семёновское бросилась пехотная дивизия Фриана. В это время Кутузов назначил командира 6-го корпуса генерала-от-инфантерии Дохтурова начальником войск всего левого фланга вместо генерал-лейтенанта Коновницына. Лейб-гвардия выстроилась в каре и в течение нескольких часов отбивала атаки «железных всадников» Наполеона. На помощь гвардии были посланы на юге кирасирская дивизия Дуки, на севере кирасирская бригада Бороздина и 4-й кавалерийский корпус Сиверса. Кровопролитная схватка завершилась поражением французских войск, отброшенных за овраг Семёновского ручья. Наступление французских войск на левом крыле было окончательно остановлено.
Французы сражались в боях за флеши ожесточённо, но все их атаки, кроме последней, отражались значительно меньшими силами русских. Концентрацией сил на правом фланге Наполеон обеспечил 2—3-кратное численное превосходство в боях за флеши, благодаря чему, а также вследствие ранения Багратиона, французам всё же удалось отодвинуть левое крыло русской армии на расстояние около 1 км. Этот успех не привёл к тому решительному результату, на который рассчитывал Наполеон. Вместе с тем взятие флешей даже ценой огромных потерь с тактической точки зрения улучшило его положение, так как потери 2-й армии сильно ослабили всю русскую армию, по численности регулярных войск уступавшей французской армии на 20—30 тысяч человек (см. 2.1 численность сторон), а её отступление поставило в уязвимое положение центральную часть позиции, по которой Наполеон направил удар главных сил.
Бой за Утицкий курган
Накануне сражения 25 августа (6 сентября), по приказу Кутузова в район Старой Смоленской дороги был направлен 3-й пехотный корпус Тучкова 1-го и до 10 тысяч ратников Московского и Смоленского ополчений. В этот же день к войскам присоединились ещё 2 казачьих полка Карпова-2. Для связи с флешами в Утицком лесу заняли позицию егерские полки генерал-майора .

![]()
Семёновская флешь в 1912 году. Место гибели генерал-майора
По замыслу Кутузова корпус Тучкова должен был внезапно из засады атаковать фланг и тыл неприятеля, ведущего бой за Багратионовы флеши. Однако ранним утром начальник штаба выдвинул отряд Тучкова из засады.
26 августа (7 сентября) 5-й корпус французской армии, состоявший из поляков под командованием генерала Понятовского, двинулся в обход левого фланга русской позиции. Войска встретились перед Утицей около 8 часов утра, в тот момент, когда генерал Тучков-1 по приказу Багратиона уже отправил в его распоряжение дивизию Коновницына. Неприятель, выйдя из леса и оттеснив русских егерей от деревни Утицы, оказался на высотах. Установив на них 24 орудия, противник открыл ураганный огонь. Тучков-1 вынужден был отойти к Утицкому кургану — более выгодному для себя рубежу. Попытки Понятовского продвинуться и захватить курган успеха не имели.
Около 11 утра Понятовский, получив слева поддержку от 8-го пехотного корпуса Жюно, сосредоточил огонь из 40 орудий против Утицкого кургана и захватил его штурмом. Это дало ему возможность действовать в обход русской позиции.
Тучков, стремясь ликвидировать опасность, принял решительные меры к возвращению кургана. Он лично организовал контратаку во главе полка Павловских гренадер. Курган был возвращён, но сам генерал-лейтенант Тучков получил смертельную рану. Его заменил генерал-лейтенант Багговут, командир 2-го пехотного корпуса.
Багговут оставил Утицкий курган лишь около часа дня, когда падение Багратионовых флешей сделало его позицию уязвимой для фланговых атак. Он отступил к новой линии 2-й армии.
Рейд казаков Платова и Уварова

![]()
Дезарно, Август Осипович Атака 1-го кавалерийского корпуса генерала Ф. П. Уварова при Бородине
В критический момент сражения Кутузов принял решение о рейде конницы генералов-от-кавалерии Ф. П. Уварова и М. И. Платова в тыл и фланг противника. К 12 часам дня 1-й кавалерийский корпус Уварова (28 эскадронов, 12 орудий, всего 2 500 всадников) и казаки Платова (8 полков) переправились через реку Колочу в районе деревни Малой. Корпус Уварова атаковал французский пехотный полк и итальянскую кавалерийскую бригаду генерала Орнано в районе переправы через реку Войну у села Беззубово, но безуспешно. Платов переправился через реку Войну севернее и, зайдя в тыл, вынудил противника сменить позицию.
|
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 |



