http://soc-eco-fond. *****
КАНУННИКОВ А. А.
Президент Фонда «Социальная экология»
НАРОДНАЯ ДИПЛОМАТИЯ
И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Так уж сложилось, что подчас в жизни любого общества происходят события, на которые современники не обращают должного внимания, а то и вовсе не замечают их, оглушенные «громкими делами» бурной общественной и политической жизни. И только по прошествии какого-то времени, историки, детально изучая факты и всесторонне анализируя события ушедшего времени, начинают понимать всю значимость и масштабность таких «тихих» событий.
Очевидно, к событиям такого порядка можно отнести встречу Министра иностранных дел Российской Федерации с лидерами российских общественных организаций и объединений в июне 2004 года в Москве. (Хотя, как мне представляется, это скорее была встреча с Советом неправительственных организаций при Межпарламентской группе Российской Федерации, поскольку - за исключением 2 – 3 человек - все участники являлись лидерами общественных неправительственных организаций, входящих в Совет НПО).
Событие беспрецедентное - за всю историю нашего государства это была первая встреча Министра иностранных дел России в таком формате и для её проведения, наверняка, должны были быть весьма веские основания.
Кажется, что сегодня уже ни для кого не является откровением, что в условиях глубоких социально-политических преобразований в нашей стране, организационно оформились и активно действуют многочисленные общественные неправительственные, некоммерческие организации и объединения, которые часто объединяют общим названием НПО. (По некоторым данным с начала 90-х годов в России было зарегистрировано около 600 тысяч таких организаций всех уровней). При этом важно отметить, что многие из этих организаций активно включаются в международный диалог на уровне гражданского общества, осуществляют широкие международные программы.
Однако с точки зрения координации усилий российских неправительственных организаций в международной сфере не все складывается лучшим образом.
Последние десять лет активной работы новых российских неправительственных организаций показали, что одним из важных ресурсов НПО являются их международные контакты и связи. При этом следует признать, что международная деятельность многих российских неправительственных организаций достигла значительных масштабов и включает в себя широкие связи, в том числе со многими ведущими и влиятельными организациями мирового сообщества – Организацией Объединенных Наций, ЮНЕСКО, Советом Европы, НАТО многими региональными и другими объединениями. Большая работа ведется региональными неправительственными организациями также в рамках приграничного сотрудничества.
Поскольку в последние годы мне пришлось исполнять обязанности ответственного секретаря Совета неправительственных организаций при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (третьего созыва), то хотелось бы привести несколько примеров практической деятельности НПО, являющихся членами Совета или тесно сотрудничающих с ним.
Мы уже писали о том, что 28 – 29 октября 2003 года в Москве состоялась встреча представителей российских неправительственных организаций с делегацией Совета Европы. Эту встречу без преувеличения можно назвать основополагающей, поскольку на ней были рассмотрены основы сотрудничества российских НПО с Советом Европы и возможные перспективы и направления такого сотрудничества.
Организатором этой встречи выступил Совет неправительственных организаций при Председателе Государственной Думы РФ (третьего созыва) при содействии Совета Европы. Сама встреча проводилась силами Федерации мира и согласия – типичного представителя новых неправительственных организаций. Большую поддержку в организации и проведении встречи оказало Министерство иностранных дел РФ.
Впервые за годы реформ представители руководства Совета Европы встретились со столь обширным кругом российских неправительственных организаций, представляющих широкий спектр взглядов и направлений деятельности. И хотя, по признанию, представителей Совета Европы у них раньше были отдельные контакты с неправительственными организациями в России, такая широкая встреча состоялась впервые. Действительно - 90 участников из 75 организаций.
Формат встречи оказался весьма серьёзным. Делегацию Совета Европы возглавил Клаус Шуман, Генеральный Директор по политическим вопросам Совета Европы. С российской стороны во встрече приняли участие первый заместитель Министра иностранных дел России , заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ , первый заместитель Председателя Совета НПО при Председателе Государственной Думы РФ, Заместитель Сопредседателя Межпарламентской группы Российской Ярыгина.
Важность этой встречи и поднятых на ней проблем нашла свое отражение в том факте, что делегация Совета Европы была принята в Совете Федерации ФС РФ и Министерстве иностранных дел РФ.
В ходе состоявшегося заинтересованного разговора был обсуждён широкий круг проблем, касающихся роли НПО в налаживании общеевропейского диалога на уровне гражданского общества.
Представители российских НПО приветствовали приверженность Совета Европы процессу укрепления гражданского общества в странах-участниках, а также готовность Совета Европы предоставить возможность российским НПО участвовать в своих программах (Программа демократического лидерства, Инициативы гражданского общества, Программы по осуществлению мер доверия).
Для всех участников встречи было важно узнать, что Совет Европы утвердил статус участника для международных НПО и статус партнерских отношений с Советом Европы для национальных НПО. Это создаёт дополнительные возможности для более широкого участия российских НПО в решении общеевропейских проблем.
За истекшее время прошло ещё две встречи такого характера – в Санкт-Петербурге и в Ростове-на-Дону. После этих встреч несколько российский общественных организаций получили статус участника при Совете Европы. А ведь всего 2-3 года тому назад такой статус имела только одна организация из России.
Думаю, что не будет преувеличением сказать, что эта и другие инициативы такого рода со стороны российских НПО являются хорошим дополнением к усилиям российской дипломатии по созданию благоприятного климата для общеевропейского сотрудничества.
Часто роль неправительственных организаций становится особенно заметной на фоне «вялой позиции» официальных государственных структур. Именно так случилось в период подготовки и проведения Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге.
Следует сказать, что неправительственные организации всего мира проявили большой интерес к этому событию. В Саммите приняли участие 8227 представителей неправительственных организаций – это в два раза больше, чем аккредитованных журналистов.
Активную позицию в этом вопросе заняли и российские неправительственные организации. Началось всё с того, что в период подготовки к Саммиту в Йоханнесбурге была полная неясность с составлением российского Национального доклада. Не было ясно, кто его должен готовить и какие положения он будет в себя включать. В этих условиях неправительственная организация «Эко-согласие» выступила инициатором подготовки такого доклада от неправительственных организаций с тем, чтобы предложить его государственным структурам в качестве основы для дальнейшей работы. Совет неправительственных организаций при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в этой связи организовал несколько встреч и круглых столов, представители российских неправительственных организаций принимали участие в международных подготовительных совещаниях и конференциях, вносили свои предложения. Неизменно пассивной оставалась лишь роль официальных госструктур, которые должны были готовить этот доклад. Кстати, никто из них так и не ответил на приглашения принять участие в совместной работе. Эта же позиция нашла свое отражение и на саммите в Йоханнесбурге. А вот неправительственная организация Фонд им. сделала все для того, чтобы достойно представить нашу страну на Саммите, начиная от организации поездки российских участников в Йоханнесбург, до проведения тематических встреч, круглых столов и выставок.
В качестве примера вклада неправительственных организаций в решение конкретных задач на международном уровне можно назвать проведение в октябре 2002 года Форума неправительственных организаций «Калининград-2002: перспективы сотрудничества Россия-ЕС в Балтийском регионе". Тема эта остаётся актуальной и по сей день.
Здесь уместно высказать слова благодарности за активную поддержку этого Форума Администрации Калининградской области и её губернатору
В состав Международного оргкомитета Форума вошли от Польши - Стефан Наврот, президент Ассоциации сотрудничества Польша-Восток, от России - Эдуард Слуцкий, председатель правления Российского фонда мира, заместитель Председателя Комитета по международным делам Госдумы РФ, и от Литвы - Раймундас Лопата, директор Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета.
В работе Форума приняли участие представители российских и зарубежных неправительственных организаций, депутаты парламентов стран региона, представители европейских институтов сотрудничества, ученые, общественные деятели из 17 европейских стран.
Выступления на пленарных заседаниях позволили, по сути, рассмотреть проблему в ее политической плоскости и подтвердить правомерность ее рассмотрения в контексте соблюдения прав человека. В ходе трех круглых столов были рассмотрены более конкретных проблемы, возникающие в связи с перспективой расширения Евросоюза.
В рамках Форума прошел круглый стол «Калининград — неотъемлемая часть России: проблемы транзитного режима в контексте объединяющейся Европы». Участники встречи убедительно показали, что решение Калининградского вопроса зависит от политической воли руководства стран Евросоюза, и что от позиции этих стран во многом зависит не только будущее ее отношений с Россией, но и во многом перспектива развития Европейского Союза.
Дискуссия на Форуме и в рамках неофициальных контактов стали в первую очередь инструментом информационного обмена по проблеме Калининградской области. При этом участники отмечали, что проведение такой встречи на уровне неправительственных организаций на более раннем этапе создало бы значительно больше возможностей для понимания и поддержки российской позиции по данному вопросу. Эта позиция формировалась в результате прозвучавших критических заявлений в адрес России со стороны представителей организаций, близких к Евросоюзу и Литвы, которые отмечали, что Россия с 1993 года занимала индифферентную позицию, несмотря на сформулированные на экспертном уровне в Евросоюзе, в Литве, в Польше проблемные вопросы в отношении Калининграда в свете решений о расширении Европейского Союза на Восток. Подобная обеспокоенность проявляли и представители властных структур и общественности Калининграда.
В работе Форума принимал участие Председатель Комитета по международным делам Государственной думы Российской Федерации . По его словам, активная позиция российских НПО и состоявшийся обмен мнениями продемонстрировали глубокую заинтересованность российских НПО в решении калининградской проблемы и позволили еще четче обозначить круг проблем, которые необходимо решить российской дипломатии совместно с ЕС.
Очевидно, эти и многие другие проекты, осуществленные общественными организациями России, рассматривались в Министерстве иностранных дел при подготовке встречи с представителями российского гражданского общества.
В то же время в Министерстве иностранных дел не могли не видеть, что именно международный потенциал, кстати сказать, как и многие другие возможности НПО, до сих пор у нас в стране не востребованы в должном объеме. Более того, складывается впечатление, что контакты НПО с зарубежными партнерами до сих пор остаются малоэффективными с точки зрения отражения внешнеполитических усилий нашей страны и продвижения её национальных интересов.
Многие российские НПО, развивая свои зарубежные связи, считают, что их усилия служат активному распространению объективной информации о созидательных усилиях России и решении сложнейших задач, стоящих перед ней в настоящее время, и в этом смысле дополняют международную деятельность государственных структур. Но можно ли говорить об эффективности таких усилий, если у нас до сих пор отсутствует даже механизм координации взаимодействия между официальными представителями России за рубежом, в том числе в международных организациях, и международной деятельностью российских НПО. А такая координация могла бы содействовать продвижению многих инициатив нашей страны на международной арене.
К этому можно добавить, что с начала 90-х годов многие зарубежные общественные организации и движения потеряли своих прежних постоянных партнеров в нашей стране. В то же время, бывая за рубежом, я не раз убеждался, что многие активисты и руководители зарубежных неправительственных общественных организаций и движений, являющиеся весьма авторитетными и влиятельными людьми в своих странах, сохранили самые глубокие симпатии к нашей стране. Понимая объективную необходимость участия российских НПО в международной жизни, они готовы к сотрудничеству с российскими общественными организациями. Не стоит забывать, что неправительственные организации во многих зарубежных странах являются реальной силой в формировании общественного мнения, в том числе и в вопросах отношения к России и её политике.
Низкая эффективность международной деятельности российских НПО, по нашему мнению, во многом является следствием того, что общественные, неправительственные организации России в подавляющем большинстве не имеют достаточных финансовых ресурсов и не получают квалифицированной организационной, информационной, юридической и иной поддержки от соответствующих ведомств. Само же государство как бы устранилось и не оказывает необходимой поддержки российским общественным организациям.
Фонд "Социальная экология" изложил свою концепцию поддержки российских общественных организаций в сфере международной деятельности в специально изданной брошюре «Нужна ли России народная дипломатия?». Нами предлагалось, в частности, создание информационно-координирующего центра международных связей общественных организаций и движений страны при поддержке МИД России.
Целями и задачами такого Центра, по нашему мнению, должна стать международная, юридическая, правовая, консульская, организационная и финансовая поддержка российских НПО в их международных контактах, а также работа с неправительственными организациями регионов, участвующими в международном сотрудничестве.
Если говорить о технической стороне этого вопроса, то деятельность Центра могла бы состоять из двух составляющих: а) административной структуры, имеющей свой бюджет, минимальный штат профессиональных работников, необходимое помещение и оборудование; б) широкой общественной составляющей – общественного Совета НПО, попечительского совета, экспертного совета, общественных комиссий и т. д.
Нам часто приходится слышать не всегда искренние слова: «Нет средств!». Но в данном случае никаких дополнительных средств на обеспечение работы Центра не требуется – они уже прописаны в бюджете как «Расходы на международную деятельность». Единственное что требуется, это уточнить какая доля процента от них должна тратиться на реализацию внешнеполитических инициатив России при участии НПО.
Мы полагаем очень важным, чтобы работа Центра строилась на демократической открытой основе. Через систему конкурсного отбора и оказание необходимой финансовой поддержки Центр мог бы осуществлять содействие международным проектам российских неправительственных организаций в русле внешнеполитических инициатив России. Равно как и разрабатывать и осуществлять собственные международные проекты.
Может быть, в ответ на наши предложения, изложенные в брошюре-концепции «Нужна ли России народная дипломатия?», в своём выступлении на встрече, о которой мы говорили в самом начале этой статьи, сказал, что «МИД не предполагает создавать какие-либо специальные структуры при своих подразделениях для работы с неправительственными организациями». Не берусь судить о мотивах такой позиции, но, зная всю серьезность отношения самого Министра к вопросам деятельности неправительственных организаций, могу предположить, что, очевидно, для этого были весомые основания. Тем более что сам в беседе с автором этой концепции заметил: «Я знаю ответ на этот вопрос. Он может быть только положительным».
Проблема отношений власти и гражданского общества в России большая и сложная. Система этого диалога еще только выстраивается и нам всем предстоит много потрудиться.
Определенную надежду на то, что отношение государства к деятельности НПО, в том числе и в сфере международных связей, может поменяться в лучшую сторону, связывали с проведением в Москве в 2001 году Гражданского форума. Эта инициатива была реализована на очень высоком уровне: открытие Гражданского форума состоялось в Кремле, а в его работе участвовали Президент Российской Путин, Председатель Государственной Селезнев и другие высокие представители власти. К сожалению, эти надежды вскоре сменились глубоким разочарованием.
Лидеры общественных организаций обратили внимание на то, что в своём Послании Федеральному Собранию (2004 г.) Президент Российской Путин значительное внимание уделил построению в России развитого гражданского общества. А для этого, по его словам, необходимы «соединенные усилия органов власти, гражданского общества, всех людей в стране». Позднее эта идея была подкреплена предложением создать Общественную палату и принять специальный закон об Общественной палате.
Было бы логично предположить, что вопросы международных связей общественных организаций найдут своё отражение в этой большой инициативе. Однако, по крайней мере, до настоящего времени, мне не удалось встретить каких-либо конкретных предложений на этот счет.
Развивая международный диалог на уровне гражданского общества, было бы безответственно и непростительно «не замечать» опыт успешной работы Совета неправительственных организаций, уже несколько созывов действующего при Государственной Думе и уделяющего большое внимание развитию международного диалога на уровне гражданского общества.
За эти годы Совет НПО получил широкую известность в Организации Объединенных Наций, Совете Европы, других международных и региональных организациях. Важно подчеркнуть, что нам удалось достигнуть значительного уровня взаимопонимания с Департаментом по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественно-политическими организациями МИД РФ, выстроить механизм взаимодействия с Междепартаментской группой МИД РФ по сотрудничеству с НПО.
Думаю, что никто не станет оспаривать ту мысль, что в интересах России оказать грамотную и всеобъемлющую поддержку российским НПО в вопросах международного сотрудничества.
В этих условиях особое значение приобретает вопрос о продолжении работы Совета НПО и оказании ему реальной поддержки, прежде всего со стороны нынешних руководителей Госдумы. При этом следует иметь в виду, что одним из главных направлений деятельности Совета все эти годы было усиление сотрудничества общественных организаций страны с их зарубежными партнерами, общественными и международными организациями, налаживание равноправного международного диалога на уровне гражданского общества.
Решение вопроса дальнейшей деятельности Совета НПО стало бы заметным вкладом в укрепление демократии и институтов гражданского общества в России и способствовало бы формированию адекватного образа новой России в сознании зарубежного общественного мнения.
P.S. Когда эта статья уже была готова, 18 января 2005 года состоялась новая встреча , Министра иностранных дел РФ, с представителями общественных орг8анизаций Северо-запада России, которая прошла в Петрозаводске по приглашению Совета неправительственных организаций при Председателе Законодательного Собрания Республики Карелия. Сама встреча и обсуждавшиеся на ней вопросы заслуживают отдельного разговора.



