СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ
ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов
Санкт-Петербург
Понятие «глобальная экономика» (global economy) по своим содержательным характеристикам отличается от понятия «мировая экономика» (world economy). Мировая экономика предполагает наличие контрольных международных организаций, регулирующих взаимодействие экономически взаимозависимых, но самостоятельных государственно-национальных образований.
Переход от международного аспекта к глобальному предполагает качественную трансформацию формально равноправных национальных экономических систем, занимающих сегментированное место в системе международного разделения труда, выполняющих жестко не детерминированные функции и имеющих государственную самостоятельность при принятии макрорешений, в формально зависимые от глобальных регулирующих мегаструктур национальные подсистемы, занимающие соподчиненное локализованное место в системе глобальной экономики, выполняющие достаточно жестко регламентированные функции и имеющие ограниченные возможности при принятии макрорешений. При этом национальные экономики перестают быть самостоятельными центрами принятия мега и макрорешений.
Мировое хозяйство, трансформированное в глобальную экономическую систему, представляет собой наднациональное мегаобразование, которое имеет не национальные, а глобальные наднациональные центры принятия управленческих решений, в котором национальные экономики играют соподчиненную роль. В глобальной мегаэкономике одной из важных и сложных проблем является определение принципов ее структурно-функциональной организации и идентификация национальных экономик.
Главными системообразующими характеристиками глобальной мегаэкономики являются контроль над важнейшими сегментами мирового рынка ресурсов, первенство финансово-валютных механизмов регулирования, мегаконцентрация властных полномочий и управляющих функций, детерминация и локализация роли и функций национальных подсистем. Процесс идентификации предполагает выявление составных элементов и определение субординированного места каждого из них в мегаструктуре глобальной экономики.
В структуре глобальной мегаэкономической системы можно выделить следующие соподчиненные элементы, которые выполняют строго регламентированные функции, соответствующие субординированным уровням глобализации:
1. Локальные национальные экономические системы с ограниченными регулирующими макрофункциями даже в рамках национальной экономики (экономическая система отдельной среднеразвитой страны, например, Мексика, чья экономика может быть отнесена к типу малых экономик и которая сильно зависит от экономики США).
2. Сегментированные межнациональные образования, координирующие свои регулирующие действия, которые имеют ограниченную сферу действия, но не оказывают значительного влияния на мировую хозяйственную систему (например, страны СНГ).
3. Центральные банки (и другие регулирующие органы) стран с малой экономикой, чья деятельность не оказывает влияния на мировые финансовые валютные рынки, но оказывает определенное влияние на отдельные страны с малой экономикой или сегментированные межнациональные образования (например, ЦБ России, чьи решения в определенной мере влияют на страны бывшего СССР).
4. Крупнейшие транснациональные финансово-промышленные корпорации, масштабы и роль которых приравнивается к большим экономическим системам (например, IBM, Microsoft, Ford).
5. Центральные банки ведущих наиболее развитых стран и межгосударственных образований нового глобально ориентированного типа, устанавливающие мировые процентные ставки и осуществляющие эмиссию мировых валют американского доллара и евро (например ФРС США и ЦБ ЕС–ЕБРР), регулирующие функции и значение которых имеют решающее значение для мировой экономики и национальных экономик других стран.
6. Международные финансовые организации, выполняющие функции по координации международных финансово-кредитных процессов и расчетов, переливу капиталов и регламентации погашения задолженностей, проведению макроэкономической политики в отдельных странах или сегментированных межнациональных образованиях (например, Международный валютный фонд, Мировой банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов, ЮНИДО, а также ведущие рейтинговые компании Standard&Poors, Moody’s, которые определяют страновые инвестиционно-кредитные рейтинги отдельных стран и корпораций).
7. Глобальные регулирующие-координирующие финансовые мегацентры, имеющие сложную субординированную структурно-функциональную организацию и осуществляющие функции по управлению глобальной экономикой и ее финансово-кредитной сферой, всеми ее локальными межнациональными сегментами и отдельными национальными элементами путем использования всего комплекса традиционных технологий и методов контроля.
8. Находящиеся в стадии формирования персонифицированные глобальные информационно-финансовые властные управляющие мегацентры, реализующие свои функции на качественно новой основе — на основе передовых технологий глобально-тотального программирования будущего состояния локально-национальных подсистем, векторного воздействия на интересы и мотивы национальных субъектов, целевого управления их поведением.
На шестой и седьмой стадии глобальные регулирующие-координирующие центры активно используют различные методы перераспределения (неэквивалентного межстранового обмена) мировых сырьевых, товарных и финансовых ресурсов и создаваемого мирового валового продукта. При этом глобальные регулирующие структуры и наиболее развитая экономика мира, эмитент мировой валюты (например, экономика США), наряду с неэквивалентным перераспределением мировых ресурсов и мирового валового дохода, присваивают мировой валютный сеньораж (ренту).
На восьмом уровне глобализации национальные хозяйственные подсистемы превращаются из субъекта управления и субъекта принятия макрорешений в объект управления и объект векторного информационного воздействия со стороны управляющих органов глобальной мегасистемы. При этом закономерно возникает системный конфликт интересов, развивающийся в полисистемные противоречия внутри глобальной мегасистемы, увеличивающие ее энтропию и нарушающие стабильность ее функционирования.
Все вышеперечисленные проблемы трансформации мировой регулирующей системы в глобальную управляющую мегасистему требует нового научного осмысления, классификации и идентификации ее структурных элементов, структурно и функционально субординированных по подуровням, а также разработки организационного механизма разрешения полисистемных противоречий глобальной мегаэкономики и обеспечения ее устойчивого развития в соответствии с векторным целеполаганием.
Важнейшей составляющей глобальной экономической системы является информационная экономика. Информационно-сетевая экономика (Information-Networked Economy) представляет собой глобальную сетевую сложно организованную многоуровневую структуру взаимоотношений между экономическими агентами через Интернет и другие телекоммуникационные средства. Формирование и развитие информационной экономики требуют проведения ее комплексного мониторинга и проведения большого объема различных количественных измерений и оценок. Это объективно требует разработки эффективных методик и систем индикаторов информационной экономики.
Исследование проблемы готовности стран к информационной экономике впервые осуществила в 2002 компания McConnel, опубликовав результаты своей работы в отчете «International Risk E-Business: Seizing the Opportunity of Global E-Readiness». В данном отчете сравниваются сорок две страны по степени их готовности и возможности участвовать в мировой информационной экономике. Для оценки этой готовности был разработан обобщенный показатель «E-Readiness». Данный показатель служит для измерения уровня (степени) возможности разных стран мира участвовать в информационной экономике. При определении рейтинга стран по их возможности участвовать в информационной экономике использовалась следующие агрегированные группы показателей: доступ к Интернету; руководство переходом к информационной экономике; информационная безопасность; человеческий капитал; условия для ведения электронной коммерции.
Лидирующие позиции в этом рейтинге завоевала Центральная и Южная Европа. Однако, несмотря на то, что Россия входит в число стран, наиболее готовых к переходу к новой информационной экономике, ей предстоит еще многое сделать в этой области. Так, несмотря на наличие высококвалифицированного человеческого капитала в России, правительству страны необходимо существенно расширить доступ населения к Интернету, создать более благоприятные условия для ведения электронной коммерции, а также способствовать формированию лидеров, которые бы служили движущей силой перехода к информационной экономике.
В рамках количественной оценки динамики развития глобальной экономики особое значение имеет проблема рассмотрения значимости показателя ВВП. Объем валового внутреннего продукта (ВВП) дает лишь общее представление об уровне конечного национального производства, но не учитывает конкретные параметры роста информационной экономики (например, развитость интернет-коммуникаций, количество пользователей глобальной сети, число занятых в новой экономике, инновации, динамика акций высокотехнологичных фирм, развитие новых форм организации венчурного бизнеса и др.).
Определение этих параметров и показателей, их количественных и качественных характеристик имеют важное значение для расчетов обобщающих показателей и индексов функционирования и развития глобальной информационной экономики. Такие работы проводились в Институте прогрессивной политики (Progressive Policy Institute). В США в 1999 г. начал осуществляться проект по формированию национального индекса новой экономики для каждого американского штата (New E-Economy Index). Обобщение данных региональных показателей по всем штатам стало основой для расчета глобального индекса информационной экономики (Global New E-Economy Index).
При анализе индекса глобальной информационной экономики рассматривались следующие группы показателей:
1. Рабочие места, требующие высокой квалификации:
– Квалифицированные инженерные работники. Количество инженеров на рынке труда каждой страны.
– Наличие ИТ-специалистов. Количество квалифицированных работников в области информационных технологий на рынке труда каждой страны.
– Наличие руководящих работников. Количество компетентных руководителей на рынке труда каждой страны.
– Учащиеся высших учебных заведений. Количество учащихся в государственных и частных высших учебных заведениях в возрасте от 17 до 34 лет.
2. Глобализация экономики:
– Экспорт товаров.
– Экспорт коммерческих услуг.
– Прямые инвестиционные потоки за границу.
– Прямые вложения в имущество за рубежом.
– Протекционизм. Степень национальных протекционистских мер в целях ликвидации импорта иностранных товаров и услуг.
3. Динамика экономики и конкуренция:
– Общая производительность. Валовой внутренний продукт на одного работника.
– Мотивация работников. Сотрудники согласны с целями компании и поддерживают их.
– Управление процессами. Какое внимание уделяется управлению процессами (т. е. качеству, времени продвижения на рынок и т. д.) в каждой стране.
– Предпринимательство. Наличие у руководящих работников компании предпринимательской жилки.
– Финансовое благополучие компании. Насколько финансовое состояние компании мешает ее способности к конкуренции.
– Венчурный капитал. Наличие венчурного капитала для развития бизнеса.
4. Трансформация в информационную экономику:
– Доступ к Интернету. Количество хостов на одну тысячу человек.
– Электронная коммерция. Степень развития электронной коммерции.
– Вложения в телекоммуникации. Средняя величина процента от валового внутреннего продукта.
– Используемые компьютеры, их доля от количества используемых во всем мире компьютеров.
– Мощность компьютеров. Доля от мощности (миллионы операций в секунду) всех компьютеров во всем мире.
5. Возможности для внедрения технологических нововведений:
– Количество выданных патентов. Среднее ежегодное количество патентов, выданных постоянным жителям страны.
– Общий объем расходов на исследования и разработки.
– Общее количество работников в стране, занятых исследованиями и разработками.
Рейтинговое распределение стран по индексу Global New E-Economy показывает, что лидирующее положение в рейтинге стран занимают США, Япония, Германия. В данном рейтинге Россия занимает место в конце четвертого десятка. Это объясняется тем, что, хотя в последние годы в России и наблюдается экономический рост, однако он в основном обусловлен благоприятной ценовой динамикой на топливно-сырьевые ресурсы на мировых рынках. Значительного улучшения качественных параметров экономического роста в России не происходит, что во многом обусловлено значительным износом основных фондов, недостаточными инвестициями в информационно-сетевую экономику, в инновационную сферу, в наукоемкие технологии, в человеческий капитал. Данная ситуация требует скорейшего исправления.
Проведение комплексной государственной политики по опережающему развитию информационно-инновационного сектора экономики России призвано обеспечить достижение устойчивого экономического роста и высокой конкурентоспособности высокотехнологичных отечественных товаров на мировых рынках.
Работа подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № а.



