Договор оказания услуг по подготовке специалиста в пользу третьего лица в высшем учебном заведении Республики Беларусь

Договор оказания услуг по подготовке специалиста в пользу третьего лица в высшем учебном заведении Республики Беларусь

, ведущий юрисконсульт Центра международного развития и сотрудничества Гродненского государственного университета имени Янки Купалы (тел. +-54, *****@***by)

Статья посвящена проблеме классификации договора оказания услуг по подготовке специалиста с учетом состава его участников. Используя теорию возмездности и безвозмездности в гражданском праве, выявлены особенности договора оказания услуг по подготовке специалиста в пользу третьего лица в высшем учебном заведении. Особое внимание уделяется исследованию значений договора в пользу третьего лица и исполнения в пользу третьего лица, имеющим юридическую направленность при определении критериев классификации договора оказания услуг по подготовке специалиста в пользу третьего лица. В заключении указывается пример из судебной практики, позволяющий также определить важное юридическое значение в определении понятия договора оказания услуг по подготовке специалиста в пользу третьего лица в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: договор в пользу третьего лица, подготовка специалиста, услуги по обучению.

Наряду со стандартной схемой договорного правоотношения, в котором участвуют две стороны: исполнитель и получатель услуги по обучению, практика породила договор с участием третьей стороны, которую можно именовать заказчиком услуги по обучению. Третья сторона не является исполнителем либо получателем услуги по обучению, но оказывается в юридически значимой связи с одним из них либо с обоими.

Следует полагать, что объектом договорного отношения выступает услуга по обучению, но при этом расширяется субъектный состав за счет дополнительного участника. Важным элементом данных отношений является волеизъявление сторон, которые вступают в эти отношения с целью извлечения для себя пользы. По этому основанию отношения, в которых выражена воля трех сторон, можно формировать в отдельном договоре-документе.

Схема договорного отношения может строиться на основе трех заключаемых договоров: между вузом и обучающимся; обучающимся и организацией; организацией и вузом. Однако именно такая схема договорного регулирования на практике встречается довольно редко. Оптимальным оказалось заключение двух договоров: между вузом, обучающимся и организацией; между обучающимся и организацией, на соотношение которых мы обратим внимание в настоящем исследовании.

Наиболее распространенной формой исследуемого договора является договор, в котором выражена воля трех сторон (трехсторонний договор). В гражданско-правовом смысле данный договор именуется договором в пользу третьего лица, который составляет особую договорную конструкцию, принципиально отличную от всех остальных договоров, для которых характерно то, что они всегда заключаются в интересах договаривающихся сторон.

Не случайно в ретроспективе, «если заключается так называемый договор в пользу третьего лица, то есть если кто-либо договаривается в пользу стороннего лица, не участвующего в договоре, то имеется в виду, что лицо согласится на выговоренное в его пользу» [1, с. 515]. Основной смысл соответствующей конструкции заключается в предоставлении третьему лицу права самостоятельного требования к стороне по договору, в заключении которого третье лицо участия не принимало [2, с. 363].

На современном этапе договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу (п. 1 ст. 400 ГК).

Различие приведенных определений договора в пользу третьего лица заключается в составе его участников. Если раньше данный договор заключался в пользу стороннего лица, не участвующего в договоре, то п. 1 ст. 400 ГК устанавливается исполнение должника – указанному или не указанному в договоре третьему лицу. Значит, третье лицо может быть или не быть участником, указанным в договоре.

Договор в пользу третьего лица следует отличать от исполнения обязательства в пользу третьего лица, и только в тех случаях, когда договаривающиеся стороны имеют в виду предоставить третьему лицу право самостоятельного требования к должнику, договоры называются «договорами в пользу третьего лица» [3, с. 139].

Например, организация направляет работника на обучение в вуз. Схема договорного правоотношения устанавливается между организацией и вузом в пользу обучающегося. Обучающийся имеет право самостоятельного требования к вузу в случае нарушения вузом условий договора, поскольку получил право на образование по итогам успешного прохождения конкурсного порядка (отбора).

По мнению специалистов, при такой схеме договорного правоотношения, обязательства возникают с момента, когда третье лицо заявило должнику о своем намерении воспользоваться своим правом. После этого стороны не могут отказаться от своих обязательств перед третьим лицом, изменить или расторгнуть договор [4, с. 451].

На наш взгляд, с учетом сказанного о сущности договора можно констатировать, что договор оказания услуг по подготовке специалиста в пользу третьего лица – это соглашение сторон, по которому одна сторона – исполнитель (вуз) обязуется оказывать услуги по профессиональному обучению другой стороне – получателю (обучающемуся) в соответствии с государственными стандартами обучения, а третья сторона – заказчик (организация) обязуется оплачивать эти услуги. Данный договор заключается между исполнителем (вузом), получателем (обучающимся) и заказчиком (организацией) в простой письменной форме.

Данный договор является возмездным, характеризуется взаимностью и встречностью действий (предоставлений). Следуя логике сочетания возмездности и безвозмездности в договоре, усиливается значение возмездно-безвозмездных отношений в связи с появлением в договоре дополнительной стороны – организации.

Следовательно, мы можем рассмотреть действия (предоставления) сторон по договору следующим образом: 1) отношения между вузом и обучающимся строятся на безвозмездной основе, то есть у вуза не возникает требований к обучающемуся по оплате услуг по обучению; 2) отношения между организацией и обучающимся, как правило, строятся на безвозмездной основе, при этом встречных действий (предоставлений) может не быть, за исключением особых условий договора по обязательной отработке молодых специалистов; 3) отношения между вузом и организацией характеризуются взаимностью и встречностью действий (предоставлений) и поэтому являются только возмездными.

В Республике Беларусь сложилась практика заключения договоров в пользу третьего лица, в которой преобладающее значение уделяется закреплению сторонами взаимных условий договора по оплате.

Так, в договоре, где заказчиком выступает организация, оплачивающая обучение работника, закрепляются специальные условия с учетом его трудовой деятельности. Такие специальные условия оговариваются еще в одном документе – договоре между организацией и ее работником по поводу обучения в вузе. В этом смысле на основании отдельного договора отношения между организацией и обучающимся строятся на возмездной основе и сопровождаются встречностью действий (предоставлений). В этом заключается особое сочетание возмездно-безвозмездных отношений по подготовке специалиста, которое происходит следующим образом: 1) в договоре в пользу третьего лица отношения между организацией и обучающимся строятся на безвозмездной основе; 2) в рамках отдельного договора, заключенного между организацией и обучающимся, – на возмездной основе. И в первом, и во втором случаях в данных договорах имеется в виду встречность действий (предоставлений).

Для примера: в соответствии с п. 2 Положения о порядке и условиях оплаты обучения работников за счет средств Химволокно» в вузах Республики Беларусь установлен порядок оплаты за обучение отдельных категорий работников, обучающихся по направлению производства. В соответствии с данным Положением необходимы следующие документы: 1) трехсторонний договор, заключенный между вузом, работником и Химволокно» (об обучении работника и финансировании его обучения); 2) соглашение с работником об условиях и порядке внесения платы за обучение; 3) заявление на удержание из заработной платы работника его доли платы за обучение. В случае, если его заработной платы недостаточно для погашения части платы за обучение, то недостающую сумму работник вносит в кассу приходному кассовому ордеру.

Актуальными в практике заключения договоров оказались вопросы, связанные с возмещением работником затрат на его обучение в вузе. Требования договора о возмещении обучающимся в бесспорном порядке денежных средств, затраченных организацией на его обучение, являются обязательными и могут устанавливаться в следующих случаях:

1) при отчислении из вуза по собственному желанию или академической неуспеваемости, включая несогласованный с руководителем организации перевод в другое учебное заведение;

2) отказа приступить к работе в организации после окончания вуза, кроме случаев временной нетрудоспособности, беременности, рождения ребенка и нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет;

3) отказа отработать в организации после окончания вуза не менее определенного договором количества лет либо расторжения трудового договора по собственной инициативе или по инициативе нанимателя (п. 4, 5, 6, 7, 8, 9 ст. 42 ТК);

4) отказа работать в организации не менее установленного договором количества лет после увольнения из рядов Вооруженных Сил Республики Беларусь в случае призыва на военную службу после окончания вуза;

5) отказа работника приступить к работе в организации в случае его перевода на государственное бюджетное финансирование и так далее.

За нарушение договорных обязательств вузы, предприятия, организации и учреждения несут ответственность, предусмотренную законодательством и заключенными договорами. Споры по этим договорам рассматриваются судебными органами.

В 2005 году в суде Ленинского района г. Гродно рассматривалось гражданское дело гражданина П. к вузу о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда в размере 8 руб. [5].

Истец указал, что после обучения в вузе по целевому направлению отдела образования одного из районов г. Гродно ему была присвоена квалификация, отличная от оговоренной в целевом контракте. Основанием для претензии послужил пункт контракта, в котором указывалась одна квалификация, а в диплом была внесена другая.

В процессе разбирательства гражданского дела было установлено, что квалификация изначально была внесена в целевой контракт неверно и на момент его подписания нормативными правовыми актами Республики Беларусь она не предусматривалась. Принимая это во внимание, суд признал указанный пункт контракта недействительным.

На наш взгляд, в судебном разбирательстве не учитывался субъектный состав участников, в котором заказчиком выступал отдел образования, получателем услуги – обучающийся, а исполнителем – вуз.

Из материалов гражданского дела следует, что на момент подачи искового заявления у заказчика (отдела образования) претензий к исполнителю (вузу) не было, то есть полученная квалификация гражданина П. устраивала отдел образования. По нашему мнению, заказчик, оплачивающий обучение гражданина П., является заинтересованной стороной в гражданском деле и, соответственно, в исполнении надлежащим образом условий целевого контракта.

Таким образом, отсутствие в законодательстве Республики Беларусь определения договора оказания услуг по подготовке специалиста в пользу третьего лица существенным образом влияет как на рассмотрение конкретных гражданских дел, так и на судебную практику в целом.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

1. Договор оказания услуг по подготовке специалиста в пользу третьего лица – это соглашение сторон, по которому одна сторона – исполнитель (вуз) обязуется оказывать услуги по профессиональному обучению другой стороне – получателю (обучающемуся) в соответствии с государственными стандартами обучения, а третья сторона – заказчик (организация) обязуется оплачивать эти услуги. Данный договор заключается между исполнителем (вузом), получателем (обучающимся) и заказчиком (организацией) в простой письменной форме.

2. В договоре оказания услуг по подготовке специалиста в пользу третьего лица усиливается значение возмездно-безвозмездных отношений в связи с появлением дополнительной стороны – организации.

3. Отношения между вузом и обучающимся строятся на безвозмездной основе, то есть у вуза не возникает требований к обучающемуся по оплате услуг по обучению. Отношения между организацией и обучающимся, как правило, строятся на безвозмездной основе, при этом встречных действий (предоставлений) может не быть, за исключением особых условий договора по обязательной отработке молодых специалистов. Отношения между вузом и организацией характеризуются взаимностью и встречностью действий (предоставлений) и поэтому являются только возмездными.

Библиографический список:

1. Мейер, гражданское право: в 2 ч. / . – 3-е изд., испр. – М.: Статут, 2003. – 831 с.

2. Брагинский, право. – Изд. доп., стереотип. / М. И Брагинский, . – М.: Статут, 2002. – Кн. 1: Общие положения. – 848 с.

3. Новицкий, учение об обязательстве / , . – М.: Всесоюзный Институт Юридических Наук, 1950. – 416 с.

4. Витушко, право: учеб. пособие: в 2 ч. / . – Минск: Белорус. наука, 2007. – Ч. 1. – 566 с.

5. Архив суда Ленинского района г. Гродно за 2005 год. – № 2-694/05.