Проблемы энергосбережения и энергоэффективности
в российской энергетике
[Слайд 1]
Проблемы энергосбережения и энергоэффективности являются одними из наиболее актуальных в мировой энергетике. За последние 30 лет мировому сообществу удалось добиться существенных успехов в данной области: энергоемкость мирового ВВП снизилась в 2 раза (в т. ч. за последние 5 лет – на 25%), достигнув уровня в 0,21 т н. э. на тыс. долл. США.
Вопросам энергосбережения и энергоэффективности уделяется значительное внимание и в России, в т. ч. в таких основополагающих документах, определяющих вектор развития российского ТЭК, как «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года».
[Слайд 2]
Прошедшие с 2000 г. 8 лет продемонстрировали значительные успехи в данной сфере: энергоемкость российской экономики снизилась более чем на треть, преимущественно за счет ускоренного развития неэнергоемких отраслей промышленности и сферы услуг.
[Слайд 3]
Тем не менее, Россия продолжает оставаться одной из самых энергоемких экономик мира (энергоемкость российского ВВП в 2,3 раза выше среднемирового значения). Отчасти это объясняется суровыми природно-климатическими условиями России. Однако энергоемкость ВВП стран, расположенных в схожих географических условиях (Канада, Финляндия, государства Скандинавии), оказывается в среднем в 2 раза ниже общероссийской.
Другой объективной причиной высокой энергоемкости российской экономики являются особенности размещения на обширной территории страны населения и промышленных предприятий, обслуживаемых протяженными транспортными коммуникациями, а также сложившейся структурой национальной экономики с преобладанием энергоемких отраслей тяжелой промышленности.
[Слайд 4]
Развитие энергосбережения и энергоэффективности в стране сдерживается следующими 4 группами барьеров:
· недостаток мотивации;
· недостаток информации;
· недостаток опыта финансирования проектов;
· недостаток организации и координации.
Недостаток мотивации определяется бюджетными ограничениями, изъятием получаемой экономии и сравнительно невысокими тарифами.
Возможность переложить рост затрат на потребителя, перекрестное субсидирование, отсутствие средств регулирования потребления - все это снижает мотивацию к энергосбережению и энергоэффективности. Экономические механизмы выстроены так, что получатель экономии энергии не определен и не оформлен институционально. Сегодня трудно получить ясный ответ на вопрос: кому лично выгодна экономия энергии? Главными проблемами являются ее изъятие в бюджетном и тарифном процессах. В таких условиях повышение цен на энергоносители мотивирует не к повышению эффективности использования, а к обоснованию дальнейшего роста тарифов, или дополнительным запросам на бюджетное финансирование.
Недостаток информации. Информационное и мотивационное обеспечение подготовки и реализации решений по энергосбережению и энергоэффективности развито слабо. Стереотипы поведения («делай, как все»), то есть практически не делай ничего для экономии энергии, так широко распространены именно потому, что они избавляют как от поиска информации, так и от принятия самостоятельных решений.
Недостаток опыта финансирования проектов в сфере энергоэффективности со стороны инвестиционных банков. Требования к окупаемости проектов по повышению энергоэффективности и снижению издержек, как правило, существенно более жесткие, чем к проектам, связанным с новым строительством. Больше всего это касается тех предприятий, которые находится в тяжелом финансовом положении и в силу этого не располагают собственными средствами для решения проблем энергосбережения и энергоэффективности. Для них непреодолим тест на финансовую устойчивость и, следовательно, невозможно получение кредитных ресурсов на развитие.
Недостаток организации и координации имеет место на всех уровнях принятия решений. Проблема повышения энергетической эффективности не воспринимается как средство решения широкого комплекса экономических и экологических проблем.
[Слайд 5]
В то же время, согласно проведенным исследованиям, в России имеется значительный потенциал энергосбережения, позволяющий снизить объемы потребления энергоресурсов на 45% к текущему уровню (потребление энергоресурсов может быть снижено на 20% в системах теплоснабжения, на 30% - в электроэнергетике, на 40% - в сфере транспорта и промышленности, на 50% - в жилых зданиях).
Планомерная и рациональная реализация данного потенциала позволит осуществить стратегическую задачу, поставленную Президентом страны : снизить энергоемкость ВВП к 2020 г. не менее чем на 40% к уровню 2007 г. В разрабатываемой в настоящее время «Энергетической стратегии России на период до 2030 года» ставится аналогичная задача снижения энергоемкости ВВП к 2030 году: в 2,5 - 3 раза по сравнению с уровнем 2007 г.
[Слайд 6]
Меры по энергосбережению и повышению энергоэффективности в России сосредоточатся на трех ключевых направлениях.
Во-первых, это сфера жилищно-коммунального хозяйства, где доминирующая часть потенциала энергосбережения сконцентрирована в системах отопления и подогрева воды.
Для его реализации предполагается:
· повсеместное внедрение приборов учета;
· переход к обязательным стандартам энергоэффективности для новых и реконструируемых зданий;
· модернизация системы теплоснабжения зданий и сооружений (к 2030 г. удельные расходы топлива на производство тепла котельными и ТЭЦ будут снижены в среднем на 10%, по сравнению с уровнем 2005 г.);
· внедрение энергосберегающих систем освещения;
· внедрение энергосберегающих приборов и технологий на котельных, очистных сооружениях, предприятиях водоканала;
· предоставление бюджетным организациям прав распоряжения средствами, сэкономленными в результате реализации проектов по энергосбережению на срок до 5 лет.
Во-вторых, это расширение полезного использования ПНГ, ВИЭ, твердых топлив на базе современных энергоэффективных и экологически чистых технологий.
Уже на первом этапе действия «Энергетической стратегии России до 2030 г.» коэффициент утилизации ПНГ должен достигнуть 95% за счет устранения инфраструктурных, технологических и нормативно-правовых барьеров, препятствующих рациональному использованию ПНГ и минимизации его сжигания в факелах. Производство электроэнергии на основе ВИЭ, в свою очередь, будет увеличено более чем в 5 раз и достигнет 120-150 млрд. кВт-ч к 2030 г.
Особенно актуально это направление для регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, где будет происходить пионерное освоение крупных месторождений природных ресурсов в суровых природно-климатических условиях. Здесь получат развитие системы децентрализованного энерго - и теплоснабжения, базирующиеся на максимальном использовании местных, в т. ч. возобновляемых, источников энергии, будут применяться новейшие энергоэффективные отечественные и зарубежные технологии и оборудование.
В-третьих, это рационализация и повышение эффективности использования энергоресурсов в промышленности. Основная часть потенциала энергосбережения сосредоточена в черной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности и производстве цемента.
Предпринимаемые мероприятия будут направлены не только на снижение потерь ТЭР (за счет прямого запрещения использования энергорасточительных технологий и введения специальных нормативов энергоэффективности, предусматривающих систему штрафов за их нарушение, а также системы налоговых льгот за достижение показателей, превышающих нормативы), но и развитие энергосервисных услуг (объем которых к 2030 г. достигнет 400 млрд. руб. в год).
Будет повышено качество статистической отчетности в сфере энергосбережения и энергоэффективности., на основе которой будет организован непрерывный мониторинг энергосберегающих программ и мероприятий, сформирована система энергоаудита организаций и предприятий всех типов и классов с определенной периодичностью.
Наряду с рассмотренными выше мероприятиями усилия государства будут направлены на формирование рациональной системы внутренних цен на энергоносители за счет их поэтапного повышения и постепенной управляемой либерализации для дополнительного стимулирования рачительного использования энергоносителей экономикой и населением.
Важной составляющей государственной энергетической политики в сфере энергосбережения и энергоэффективности в российских условиях будет также являться информационное обеспечение реализуемых мероприятий, изменение сложившихся расточительных стереотипов энергопотребления населения. В России будет организована широкомасштабная государственная информационно – пропагандистская компания в сфере энергоэффективности с привлечением федеральных и региональных СМИ, первых лиц государства, видных общественных деятелей и деятелей науки. Эта компания должна быть ориентирована на различные социальные и возрастные группы населения.
[Слайд 7]
Для осуществления поставленных задач потребуются значительные инвестиции, объем которых оценивается в 320 млрд. долл. США (во внутренних ценах 2007 г.).
Важно учитывать, что высвобождение энергоресурсов за счет повышения эффективности их использования обойдется российской экономике в три раза дешевле, чем наращивание их производства.
Данные инвестиции приведут к годовой экономии для конечных потребителей в размере примерно 80 млрд. долл. США и могут окупиться за 4 года. Эффект для экономики значительно больше – 120-150 млрд. долл. США в год – экономии на энергетических издержках и дополнительных доходов от экспорта газа. На уровне национальной экономики капиталовложения в энергоэффективность могут окупиться всего за 2-3 года.
[Слайд 8]
Меры по энергосбережению и повышению энергоэффективности позволят России сэкономить до 240 млрд. куб. м природного газа, 340 млрд. кВт-ч электроэнергии, 90 млн т угля и до 45 млн. т сырой нефти и ее эквивалента в виде переработанных нефтепродуктов.
Повышение энергоэффективности в национальной экономике позволит сохранить конкурентоспособность российской промышленности за счет повышения эффективности использования энергоресурсов в условиях повышения тарифов на энергоресурсы, а также увеличить доходы от экспорта нефти и природного газа (объем недополученных доходов вследствие высокой энергоемкости российской экономики оценивается в 84 – 112 млрд. долл. США в год). За счет более эффективного расходования энергии будут также сокращены расходы федеральных и местных бюджетов, примерно на 3-5 млрд. долл. США.
Повышение энергоэффективности российской экономики будет способствовать и улучшению экологической обстановки в стране. Снижение энергоемкости позволит России не покупать квоты на выброс СО2: при полной реализации потенциала повышения энергоэффективности эмиссия СО2 в 2030 г. будет на 20% ниже уровня 1990 г. Реализация потенциала повышения энергоэффективности соответствует снижению выбросов СО2 более чем на 790 млн т СО2-эквивалента в год, что составляет около половины современных объемов выбросов. Реализация потенциала энергосбережения и энергоэффективности будет способствовать не только решению глобальной проблемы изменения климата, но и повышению статуса страны в решении экологических проблем.
[Слайд 9]



